Проблемы дополнительного образования обсудили депутаты Госсовета РТ – члены парламентского объединения «Мәрхәмәт – Милосердие» на заседании круглого стола, приуроченного к началу нового учебного года.
Круглый стол «Модернизация дополнительного образования: актуальные вопросы» прошел на днях в региональной общественной приемной партии «Единая Россия». Доклад о том, как обстоят дела в данной сфере, делала начальник отдела дополнительного образования Минобрнауки РТ Алсу Кашапова. По ее словам, в различных кружках, секциях, творческих и спортивных школах сегодня в республике занимаются более 360 тысяч детей и подростков. Она также рассказала, что в республике планируют запустить федеральный навигатор дополнительного образования, чтобы родителям было легче сориентироваться и подобрать для своих детей полезные и интересные внешкольные занятия.
Депутаты поинтересовались у докладчицы, в каком состоянии находятся объекты допобразования, все эти музыкальные, художественные и спортивные школы, центры детского творчества и прочие? Проблемы тут есть, констатировала Алсу Кашапова, но, увы, в программу капитального ремонта школ входят только общеобразовательные учреждения…
– Почему же вы об этом не говорите? – задала вопрос секретарь Госсовета Лилия Маврина. – Ни на заседаниях комитета по образованию, ни на парламентских слушаниях я не слышала, чтобы поднимался этот вопрос…
Выяснилось, что проблему с ремонтом детских учреждений допобразования республиканский Минобр пытается поднять в федеральном Министерстве просвещения. Такой ответ не удовлетворил Маврину.
– У нас в республике действуют сорок четыре целевые программы, – заметила она. – Почему там нет программы капитального ремонта учреждений дополнительного образования? Конечно, мы, депутаты, поднимем этот вопрос. Но и вы как исполнительная власть должны проявить инициативу.
Лилия Маврина вспомнила известный казанский Дворец детского творчества (бывший Дворец пионеров) имени Алиша, который в мае закрыли вроде бы на ремонт, однако он так и не начался, а дворец стоит закрытый. А ведь там, отметила депутат, было так много кружков и секций (по данным самого Дворца им. Алиша, до закрытия в нем занимались более 5,5 тыс. детей и подростков, – «РТ»). И хотя Алсу Кашапова пыталась убедить депутатов, что кружков и секций в Казани и без того достаточно, чувствовалось, что ее аргументы не вполне удовлетворяют членов объединения «Мэрхэмэт».
Секретарь Госсовета РТ также заметила, что по статистике 15 процентов школьников в Татарстане не охвачены дополнительным образованием. Это как раз те самые дети, которых принято называть неблагополучными. Другие депутаты вспомнили и про студентов колледжей – среди них тоже есть несовершеннолетние, а колледж – это уже практически взрослая жизнь, зачастую отдельно от родителей – в общежитии, в другом городе… Так что этих подростков тоже хорошо бы охватить какой-то внеучебной деятельностью, во избежание, так сказать, эксцессов.
Алсу Кашапова заверила депутатов, что министерство ведет точечную работу с проблемными детьми и подростками, будь то школьник или студент учреждения среднего профтехобразования. В частности, педагоги стараются отслеживать, чем молодые люди занимаются в летние каникулы, и предлагают им возможности провести это время с пользой.
Еще одна проблема, которую депутаты обсудили на круглом столе, – это зарплаты тренеров детских спортивных школ и секций. Как рассказала директор Республиканского центра физкультуры и юношеского спорта Мунира Рахматуллина, сегодня в республике более 90 тысяч ребят от 10 до 18 лет занимаются физкультурой и спортом, но их тренерам, чтобы получать более-менее нормальные деньги, часто приходится совмещать две-три работы, что, конечно, отражается на качестве подготовки воспитанников…
Рахматуллину поддержала депутат Светлана Вострикова, которая напомнила, что в 2013 году в республике убрали часть доплат для детских тренеров. Сегодня доплаты получают лишь те, чьи воспитанники добиваются успеха на первенствах России. А те тренеры, у кого ученики хорошо выступают на республиканских или зональных соревнованиях, на «лишние» деньги претендовать не могут.
– Таким образом мы убрали из системы доплат восемьдесят процентов тренеров, – констатировала Вострикова.
По итогам круглого стола было решено создать рабочую группу, чтобы решить проблему с доплатами тренерам, из-за которой сегодня спортшколы и секции теряют специалистов.