С этого года во Всероссийскую олимпиаду школьников впервые включен китайский язык
На днях в Казани прошел региональный этап олимпиады, в которой приняли участие 60 учащихся 5–10-х классов республики. Тестирование проводилось в здании института Конфуция Казанского федерального университета. На двухдневных испытаниях школьники должны были правильно перевести текст с китайского языка, показать умение в восприятии аудиоинформации. В составе жюри были не только преподаватели из Института востоковедения КФУ, но и носители языка.
По итогам тестирования все три призовых места заняли ученики казанской школы №39 с углубленным изучением английского языка – Анастасия Храмова, Адель Якушев и Камиля Ермакова. Первыми «китайскими ласточками» назвал их заведующий кафедрой китаеведения стран Азиатско-Тихоокеанского региона Института международных отношений, истории и востоковедения Рустем Мухаметзянов. По его словам, связи с восточными регионами постоянно расширяются и специалисты со знанием китайского языка в будущем будут очень востребованы.
«Китайский язык – очень сложный, – делится впечатлениями семиклассник Адель Якушев. – Во-первых, в нем нет алфавита, а есть 214 ключей, каждый из которых что-то обозначает. Из пяти-шести ключей складываются иероглифы, которых может быть несколько тысяч. Но по сложности иероглифы меркнут по сравнению с произношением! Китайский язык музыкален в прямом смысле этого слова. Один и тот же слог, например «ма», произнесенный на разных нотах, может означать: мама, лошадь, дурак и еще кое-что».
По данным Центра социологических исследований Министерства образования и науки России на сегодня сильны в китайском языке Амурская область, Бурятия, Приморский, Хабаровский, Южно-Сахалинский края, что объясняется географическим расположением этих территорий. Высок интерес к китайскому языку также в Москве и Санкт-Петербурге
Несмотря на успешное прохождение регионального этапа, татарстанские школьники не примут участия в финале, который состоится в апреле в городе Волгограде. Дело в том, что попробовать свои силы в заключительном этапе могут только школьники 9–11-х классов, а татарстанские призеры учатся пока в 7-м и 8-м классах.
«Мои ученики не расстроились из-за того, что не попали в финал, – говорит преподаватель Ляйсан Ибатуллина. – В нашей школе №39 китайский язык не входит в учебную программу, ребята изучают его факультативно. Само участие в олимпиаде стало для них огромным стимулом для более глубокого изучения языка. Уверена, что включение этого предмета во Всероссийскую олимпиаду школьников будет способствовать развитию интереса к этому языку у других ребят».
Китайский язык – очень сложный, в нем нет алфавита, а есть 214 ключей, каждый из которых что-то обозначает. Из пяти-шести ключей складываются иероглифы, которых может быть несколько тысяч
В Минобрнауки РТ отметили, что олимпиада стала своеобразной подготовкой к ЕГЭ, ведь начиная с 2016 года китайский язык в экспериментальном режиме включен в российский Единый госэкзамен.