«Перестанут снимать учителей»: в школах Татарстана радуются запрету мобильных

Школьникам окончательно и бесповоротно запретили пользоваться на уроках мобильными телефонами — соответствующий закон приняла Госдума. По мнению депутатов, это должно повысить дисциплину и качество образования.  «РТ» узнала, что думают о законе директора и учителя татарстанских школ, родители учеников, и как будут наказывать нарушителей.

Автор статьи: Дарья СУББОТИНА

Фото: tass.ru

 

ПУГАЮТ ПЕРЕГИБЫ

Поправки в закон «Об образовании в РФ», запрещающие пользоваться во время занятий телефонами и другими гаджетами, депутаты приняли 6 декабря. Изначально предполагалось, что детям разрешат использовать смартфоны на уроках в учебных целях, но в итоге эту формулировку из закона убрали. С января 2024 года взять в руки телефон на уроке ученик сможет только  в случае угрозы его жизни и здоровью и серьезной опасности для окружающих.

– Принятие закона повысит авторитет учителя, будет способствовать живому общению в классе. Это важно, учитывая, что многие дети сегодня страдают настоящей зависимостью от мобильных телефонов и испытывают сложности с социальной коммуникацией, – прокомментировал изменения председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Казалось бы, родители, которые тоже переживают из-за того, что дети буквально приросли к своим гаджетам и ничто другое их не интересует, должны одобрять нововведение. Но, как оказалось, рады не все. «Теперь не увидим ни протухшие сосиски в столовых, ни учителей, которые лупят детей», – обсуждают запрет в родительских группах в соцсетях.  

– Когда мы учились, родителям не страшно было отправлять ребенка в школу без связи, потому что обстановка была другая и учителя были другими. А сейчас, к сожалению, встречаются школы, где ребенку со сломанным носом даже скорую не вызовут. Боюсь, после принятия закона начнутся перегибы – детям вообще запретят телефоны в школу приносить, а тех, кто принес, будут ругать и телефоны у них изымать, – переживает активист Родительского сообщества Татарстана (РоСТ), мама восьмиклассницы Рая Демидова. – У меня дочь – ребенок с ограниченными возможностями здоровья, остаться без связи с ней я не могу. Надеюсь, что исполнять закон в школе будут адекватно, не впадая в крайности.

«НАЧНЕТ ВКЛЮЧАТЬСЯ МОЗГ»

Отец десятиклассницы казанской гимназии №122 Рустем Брандуков считает новый закон  попросту бесполезным.

– Зачем закреплять законодательно очевидные вещи? – недоумевает он. – Когда мы приходим на деловое совещание или в театр, мы же телефон ставим на беззвучный режим, и для этого никакие законы не нужны. Это поведение нормального человека. Так же и на уроках. У дочери в школе во время занятий телефоны держат на беззвучном режиме в портфелях. И это само собой разумеется: ты пришел учиться, если будешь ковыряться в телефоне, не услышишь, что говорит учитель.

– Мои дети учатся в обычной школе Набережных Челнов, телефоны там никуда не сдают, держат на уроках в сумках с отключенным звуком, – описала аналогичную ситуацию  мама второклассницы и семиклассника из автограда Любовь Яровикова. – Я категорически против всяких запретов и, конечно, не хотела бы, чтобы детей лишили средств связи, потому что я за них переживаю. Случись что, медиков у нас в школе нет, по дворам, через которые лежит путь в школу, бегают своры собак, поэтому я детей по возможности встречаю.  

В свою очередь мама двоих детей из Елабуги и профессиональный психолог Екатерина Марамыгина рассказала «РТ» что ее сын еще в прошлом году перестал брать в школу телефон, после того, как в гимназии №4 ввели внутренний запрет использовать  гаджеты на уроках. По словам мамы, подросток-девятиклассник отнесся к этому совершенно спокойно.

– Мы решили, что не брать телефон в школу удобнее, чем сдавать его учителю,  ведь это вещь дорогая, зачем обременять педагога ответственностью, – объяснила она. – Как психолог хочу сказать, что разлучить ребенка с телефоном хотя бы на время  уроков будет полезно. Ведь сейчас и у детей,  и у многих взрослых зависимость от телефона, он ассоциируется с легкодоступной информацией, источником дофамина. У ребенка без телефона наконец-то начнет включаться мозг, внимание переключится с гаджета на общение с педагогом, с одноклассниками. Кстати, дети, когда пришли в школу после ковидного карантина, очень радовались, потому что соскучились по живому общению и устали от телефонов.  

СДАЛ ВМЕСТО ТЕЛЕФОНА МУЛЯЖ

Стоит отметить, что во многих школах бороться с телефонами на уроках начали задолго до принятия федерального закона, руководствуясь соответствующими рекомендациями из РОО и ГУО и прописывая запрет в своих уставах.  

– По локальному акту, принятому в прошлом году, на уроках мобильными телефонами дети не пользуются, телефоны находятся в портфелях на беззвучном режиме,- сообщила «РТ» директор гимназии №122 Светлана Белова.

В некоторых школах телефоны перед занятиями сдают учителям, а в где-то оборудовали специальные ячейки для хранения гаджетов.

Однако, по словам директора казанской школы №51 Рустема Хазеева, проблема в том, что до последнего времени запрет носил лишь рекомендательный характер. А школьники в средних и  старших классах сейчас продвинутые и отлично понимают разницу между рекомендацией и законодательным запретом.

– Поэтому я полностью поддерживаю новый закон. Сейчас у нас в школе ученики начальных классов сдают телефоны перед уроком. А в классах, начиная с 5-го, этого от детей не добиться. Они уже чувствуют себя взрослыми, знают свои права и говорят: «Не имеете права трогать мое имущество». Мы не сможем трогать имущество и после того, как закон начнет действовать, но и ученик не сможет использовать свой телефон – только в экстренных случаях. То, что происходит сейчас, было необходимо  пресечь. Ученики отвлекаются на телефоны, снимают какие-то конфликтные ситуации или даже совершенно обычные моменты, потом вырванные из контекста видео выкладываются в Сеть, все выливается в большие скандалы. Таким образом дискредитируется школа, создается нервозная обстановка. Больше всего страдает от этого учитель, у которого пропадает желание работать.

Преподаватель математики одного из казанских лицеев, не пожелавшая назвать своего имени, тоже считает, что новый закон поможет защитить учителей от выходок некоторых учеников.  

– Слово «закон» для детей все-таки имеет вес, теперь они будут обязаны сдавать телефон перед уроком или хотя бы просто не доставать его из портфеля. А то, например, недавно у нас была контрольная, я прошу сдать телефоны, кто-то сдает просто чехлы, а один мальчик сунул в чехол вместо телефона муляж –  сложенную в несколько раз бумажку. И на эти разборки я трачу время урока, которого и так мало. Остальные дети ждут, пока эти мальчики наиграются в крутых парней, – посетовала учительница. – Надеюсь, что в результате принятия нового закона на уроках наконец перестанут снимать учителей и выставлять их психопатами. Проблема ведь не в орущих учителях, а в количестве детей в классе, ты не можешь говорить шепотом, когда в классе 30-35 человек и кто-то из них еще нарушает дисциплину. К тому же дети не смогут сфотографировать задания контрольной и поделиться с другим классом.

Что касается карательных мер для нарушителей закона, то с ними пока ясности нет. Директора школ видят такую схему: сначала приглашать на беседу родителей, устраивать профилактические встречи с инспекторами ПДН. А если ребенок и дальше упорно нарушает закон, тогда родитель привлекается к административной ответственности по статье 5.35 «Неисполнение родительских обязанностей».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще