11 февраля исполняется 150 лет со дня рождения народного артиста СССР Василия Качалова. Три дня в Казани будет проходить всероссийская научно-практическая конференция «Качаловские чтения», приуроченная к юбилею выдающегося русского артиста, имя которого с 1948 года носит Казанский академический русский Большой драматический театр. Торжественное открытие юбилейного научного форума состоится сегодня в фойе-атриуме театра, где установлен единственный в России памятник Василию Качалову.
ДОКЛАДЫ, ЭКСКУРСИИ, МАСТЕР-КЛАССЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ
«Качаловские чтения» – совместный проект Казанского БДТ им. В.И.Качалова и двух крупнейших музейных институций: Центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина и Музея МХАТа. Тема конференции – «Русский психологический театр: традиция и современность». В форуме участвуют представители театрального, музейного и научного сообществ из 15 регионов страны, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Перми, Махачкалы, Тюмени, Белгорода и других городов. Почетными гостями конференции станут ректор Высшего театрального училища им. М.Щепкина Борис Любимов и профессор Школы-студии МХАТ Ольга Егошина. В программе, кроме докладов, – экскурсии, мастер-классы и творческие встречи. В рамках «Качаловских чтений» пройдет также презентация выставки, посвященной жизни и творчеству одного из корифеев русского психологического театра.
КАЧАЛОВСКИЕ СЕЗОНЫ
Напомним, что Василий Иванович Качалов начинал свой профессиональный путь на подмостках казанского театра, где проработал три сезона – с 1897 по 1900 год. В это время в Казани работала сильная труппа под руководством известного антрепренера Михаила Бородая, и Качалов прибыл с надеждой на успех. Его дебют состоялся в водевиле «Когда б он знал», «пристегнутому», по обыкновению, к основному спектаклю «Таланты и поклонники». Хотя первые роли не принесли 22-летнему артисту славы, его сценическое обаяние и в особенности голос, обладавший каким-то магическим тембром, сразу обратили на себя внимание публики. Качалов быстро завоевал популярность. Гимназистки буквально охотились за ним, чтобы заполучить автограф. Как горячие пирожки раскупались и фотооткрытки с Качаловым – например, в роли князя Шаховского («Царь Фёдор Иоаннович»), которые можно было приобрести в Чернояровском пассаже, в фотоателье Соломона Фельзера.
Поначалу Василий Качалов снимал в Казани меблированную комнату во второразрядных «номерах Михайлова» на Поперечно-Воскресенской улице (ныне – Лобачевского). Дом этот сохранился, и в память о знаменитом постояльце на его фасаде установлена мемориальная доска. Позже, сделавшись кумиром казанской публики, артист сменил квартиру и переехал на Попову Гору (ныне – Тельмана), предположительно в «номера Бергмана», где обычно останавливались приезжие знаменитости. Но эта достопримечательность старой Казани, к сожалению, не сохранилась.
В начале 1900 года Качалов получил приглашение в Московский художественный театр и долго взвешивал все «за» и «против». Актерская карьера в Казани складывалась успешно, и в этой же труппе состояла его невеста – молодая актриса Нина Литовцева. К тому же основатель «товарищества драматических артистов» Бородай, чтобы перебить конкурентов, сразу повысил Качалову жалование до пяти тысячи рублей в год (а принимал его в труппу на сто рублей). И только «один старый актер», как вспоминал Василий Иванович, сказал ему: «Театр этот художественный, конечно, вздор. Но… Москва!». То есть поезжай не раздумывая. И Качалов внял этому дружескому совету.
Накануне отъезда он выступил перед казанской публикой с прощальным концертом в зале Дворянского собрания. Поклонницы буквально завалили его цветами, а студенты преподнесли лавровый венок. Из Казани Василий Качалов уехал женатым человеком. Нину Литовцеву вскоре тоже приняли в труппу Художественного театра.
КАК ВОССТАНОВИЛИ РАСПАВШУЮСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН
В Москве Качалов прошел тот же путь, что и в Казани, – сначала играл небольшие эпизодические роли и постепенно занял положение ведущего артиста. В числе его регалий – Сталинская премия, два ордена Ленина и многие другие. С тех пор он лишь однажды вновь оказался в Казани с гастролями артистов МХТ. О том, что когда-то он играл на здешних театральных подмостках, помнили тогда уже немногие. Да и сам артист о трех сезонах, проведенных в Казани, вспоминал достаточно редко. Не говоря уже о том, что здание городского театра, в котором он выступал, сгорело еще в 1919 году.
Тем не менее, буквально на следующий день после кончины Василия Ивановича Качалова, который ушел из жизни 30 сентября 1948 года, вышло постановление правительства о присвоении его имени казанскому театру. Это событие, в свою очередь, послужило импульсом для поиска материалов, проливающих свет на казанский период жизни народного артиста. В результате в 1973 году в театре была торжественно открыта «Качаловская комната», а в 2005-м, по случаю 130-летия со дня рождения артиста, в театральном фойе установлен памятник Василию Качалову (скульптор – Асия Минулина). Осенью 2018 года в Казани также прошел первый Качаловский театральный фестиваль.