Российская Швейцария

Татарстанцы, как и большинство россиян, любят попенять местной медицине на ее недостатки. Часто замечания и недовольство имеют под собой реальные основания – все хорошо не бывает нигде. Однако самый придирчивый критик не станет оспаривать тот факт, что сегодня здравоохранение республики идет вперед чуть ли не семимильными шагами, и, например, операции, о которых лет десять назад можно было прочесть лишь в зарубежном медицинском журнале и воспринимавшиеся как научная фантастика, сегодня уже прочно внедрены в практику в медучреждениях Татарстана. Предлагаем вашему вниманию впечатления специалиста от экскурсии по клиникам Казани.

Высокотехнологичное медицинское оборудование еще не гарантирует качественного лечения пациента. Здесь важен и «человеческий фактор»

Татарстанцы, как и большинство россиян, любят попенять местной медицине на ее недостатки. Часто замечания и недовольство имеют под собой реальные основания – все хорошо не бывает нигде. Однако самый придирчивый критик не станет оспаривать тот факт, что сегодня здравоохранение республики идет вперед чуть ли не семимильными шагами, и, например, операции, о которых лет десять назад можно было прочесть лишь в зарубежном медицинском журнале и воспринимавшиеся как научная фантастика, сегодня уже прочно внедрены в практику в медучреждениях Татарстана. Предлагаем вашему вниманию впечатления специалиста от экскурсии по клиникам Казани.

Надоело смотреть в теленовостях, читать в печатных изданиях о том, как у нас все плохо. Надоело быть недовольной, никому не верить, критиковать, обсуждать плохие дороги, образование, здравоохранение, культуру и т. д. Хочется, как теперь говорят, позитива.

И вот выпало мне, без преувеличения, счастье – прошлым летом съездить в командировку в Татарстан. Тоже, между прочим, Россия. Сказать, что была сильно удивлена, – значит ничего не сказать. Побывала я в столице республики – Европа да и только!

Есть такой грех – страсть к гармонии. Так вот, там эту страсть можно удовлетворить полностью: градостроительство – красиво, памятники архитектуры выхолены, новые здания не выбиваются из общей картинки, чистота на улицах, народ спокойный и приветливый. И про Президента своего с большим уважением говорят – хозяин есть в республике.

Но мне медицина ближе, про нее и расскажу. Вот уж где беспрецедентный проект Правительства РФ по модернизации здравоохранения, без сомнения, будет реализован и вполне соответствует термину «модернизация», сомнительному, на мой взгляд, для других регионов. Почему? Да потому что модернизация возможна там, где не только базовая медицина на уровне, но и где уже развиты высокие технологии. А здесь они развиты, и развиты прилично. Оборудование стоит самое современное, палаты для больных комфортные, двухместные, с сан­узлами. Персонал улыбчивый, запись медучреждений на высокие технологии производится из любой точки республики через Интернет (мы все это видели в реальности), электронные истории болезни – то, о чем уже много лет рассуждаем, тут давно и продуктивно работает.

У нас на каждом «медицинском углу» обсуждается проблема бессмысленного, бесконечного документооборота, где цифры переписываются то по вертикали, то по горизонтали, а то и по диагонали. А в Татарстане (представляете?) не пишут отчетов. Здесь создали единый информационный центр, соединили сетью все лечебные учреждения республики и информацию с помощью ими же разработанной программы собирают из единственно достоверного и юридически правомочного документа – карты пациента! Никакой головной боли. А экономия какая – не надо держать в каждом учреждении штат статистиков. Единожды закупили на всю республику совместимую технику – и решили проблему на долгие годы.

Там же мы впервые не только услышали термин «кластеры», но и увидели, как они работают. Это четко выстроенная трехуровневая система, дающая ясное представление, чем и за какие деньги занимаются районные больницы, республиканские учреждения, центры высоких технологий.

Программы дорожно-транспортных происшествий, «Скорая помощь», пожарные, МЧС выведены в систему ГЛОНАСС. Всего четыре оператора сидят перед мониторами и в режиме онлайн отслеживают и регулируют деятельность служб. Представьте: если «скорая помощь» доехала до места происшествия не за 20, как положено, а за 25 минут, то на еженедельной планерке министр здравоохранения лично будет выяснять причину опоздания.

Мы посетили несколько медицинских учреждений Казани, ознакомились с видеоотчетами из районных центров, пообщались с советником министра, имеющим медицинское образование – высшее, между прочим (само по себе удивительно, ведь сейчас немодно медикам руководить медициной, здесь все больше менеджеры). Достаточно посмотреть сайт Минздрава республики: вся информация о решениях этого органа власти открыта и доступна.

Предполагаю комментарий: республика богатая, нефтедобывающая, денег несравнимо больше, чем в других регионах… Но не это прежде всего мы увидели, изучая систему оказания медицинской помощи населению, а грамотный, рациональный, если хотите, экономически обоснованный подход.

Кстати, Татарстан в числе первых российских регионов защитил свою программу модернизации. Представители же большинства территорий и по сей день днюют и ночуют в Минздраве, занимая очередь с ночи, чтобы получить обещанные еще в прошлом году средства на развитие отрасли.

А есть еще Швейцария, с медициной которой я тоже имела возможность лично соприкоснуться, и не однажды. Многие знакомые мне люди предпочитают с диагностической и лечебной целью ездить туда, затрачивая немалые средства, но понимая – так надежнее. Могу поделиться «швейцарским» примером из собственной медицинской биографии. Год назад у меня появились проблемы со зрением. Я нашла этому устраивающее объяснение: устала, компьютер, бумаги, ну и т. д., а значит, пройдет. Не прошло. Визит в государственную больницу эффекта не дал. Пошла в частную – сильно раскрученную, оснащенную супероборудованием тверскую клинику. «Прокрутили», используя весь потенциал имеющейся aппаратуры. Поставили устрашающий диагноз, назначили лечение лазером, довольно серьезное. Прошла. Без эффекта. Эффект не наступил и через два месяца. Работе мешает, а я, к сожалению, трудоголик, и настроение от этого сильно испортилось. Повторная консультация в той же раскрученной клинике, у того же раскрученного доктора, мягко говоря, смутила: последние результаты не стыковались с первыми.

Полетела в офтальмологическую клинику в Лозанну по предварительной записи (спрос большой, в том числе и среди наших соотечественников). На пороге клиники меня встретила администратор, протянула руку для приветствия, назвав по имени. Мелочь, а приятно. Потом было самое интересное: меня смотрели точно на таком же, как в нашей «раскрученной» клинике, оборудовании. Казалось бы, на то и современная аппаратура, чтобы исключить «человеческий фактор». Ничего подобного – каждый видит то, что хочет увидеть: кто-то – состояние обследуемого органа, а кто-то – сумму за предлагаемое лечение. Устрашающего диагноза у меня, к счастью, не оказалось. Швейцарский доктор посоветовал просто поменять очки и больше не делать лазер, чтобы не навредить зрению. Очки поменяла там же. Вот уже год не знаю проблем.

И там, и здесь услуги медиков оплачены, но дело не в деньгах. Корпоративная этика не позволила мне устроить скандал или даже подать в суд на наших медиков, хотя, наверное, надо бы. Так вот, возникает вопрос: оправдают ли себя средства, затраченные на закупку оборудования в рамках объявленной в стране модернизации здравоохранения? После этой истории уже сомневаюсь.

Медициной должны заниматься профессионалы. Программы модернизации должны учитывать особенности регионов. Для кого-то это действительно модернизация, как для Татарстана, а кому-то – с колен бы подняться!

Каринэ КОНЮХОВА, заслуженный врач РФ, главный врач ГУЗ «Центр специализированных видов медицинской помощи им. В.П.Аваева», г. Тверь.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще