Школа здоровья

Межрегиональный центр обучения здоровью начал свою работу в Казани.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_1347367629

Межрегиональный центр обучения здоровью начал свою работу в Казани. Его цель – используя опыт пяти пилотных школ Татарстана, участвующих в программе Евросоюза “Обучение здоровью в образовательных учреждениях”, постепенно внедрить эту программу во все учебные заведения республики. Успехи и перспективы работы на ниве оздоровления детишек непосредственно в процессе обучения обсуждались в Казани на конференции “Формирование культуры здоровья обучающихся”.


Мы ответственны не только за их образование, но и за их здоровьеВ 113-й казанской школе о здоровье учеников заботятся серьезно. Здесь есть прекрасно оборудованный спортзал с тренажерами, действует фитобар, где детишкам индивидуально подбирают лечебные травяные сборы. Но не только поэтому данное учебное заведение носит звание “школы здоровья”. Здесь и сами уроки непохожи на традиционную систему обучения. Ученики могут в ходе урока свободно перемещаться по классу. Вместо классической схемы “учитель объясняет – дети слушают” применяются интерактивные методы: “мозговой штурм”, когда школьники в игровой форме обсуждают ту или иную проблему, групповая дискуссия, когда в споре они сами приходят к той истине, которую в других школах учитель им просто подает как аксиому. Предусмотрены и так называемые “энергизаторы” – подвижные, “разгрузочные” минутки.


– Все это позволяет детям избежать ненужных перегрузок и в то же время концентрирует их внимание на самом необходимом, – говорит учитель химии и биологии Юлдуз Юсупова. – И если просто сидеть на уроках дети, как правило, не любят, то вот такие занятия, с игрой и дискуссиями, им очень нравятся.


– Такая методика ведения уроков развивает у детей творческий подход, снимается психологический стресс, они не боятся отвечать на уроках, не боятся ошибаться, – поддерживает коллегу Наталья Смолкина, руководитель центра здоровья 159-й казанской гимназии. – Если раньше о здоровом образе жизни мы вспоминали только на ОБЖ или физкультуре, то теперь появилась возможность интегрировать программу обучения здоровью во все общеобразовательные дисциплины.


Действительно, новая форма обучения решает проблемы не только физического, но и, что не менее важно в наше время информационных перегрузок, психологического здоровья детей. А внедрять эту форму в обеих школах, как и еще в трех (15-й казанской и Балтасинской гимназиях и Камскоустьинской средней школе), начали после того, как все они стали участниками проекта “Обучение здоровью в образовательных учреждениях”. Проект этот с июня 2003 года реализуется в пяти регионах России, в том числе и в нашей республике. Рассчитан он на 2 года и финансируется Евросоюзом – на здоровье российских школьников европейцы выделили 3 миллиона евро. Эти деньги идут в основном на обучение учителей той самой новой методике преподавания, на методические пособия, проведение семинаров и игровых тренингов, а также на поездки педагогов в Германию и Финляндию за передовым европейским опытом.


Появившийся недавно в Казани Межрегиональный центр обучения здоровью должен постепенно распространить опыт пилотных школ на всю систему республиканского образования.


– Мы ставим перед собой задачу обучить новой методике всех педагогов республики, – говорит региональный координатор проекта Фания Хабирова.


Слов нет – опыт действующих “школ здоровья” уникален и заслуживает того, чтобы из эксперимента превратиться в повседневную жизнь. Ну кто из родителей откажется, чтобы ребенок не только получал в школе знания, но и приобщался к здоровому образу жизни? Фактически это переворот в нашем образовании, ведь до сих пор статистика свидетельствовала, что российская школа не то, чтобы не улучшает, а как раз наоборот, сильно подтачивает детское здоровье: 93% выпускников имеют в этом плане серьезные проблемы. Но вот вопрос – в будущем году финансирование проекта со стороны Евросоюза закончится. Не приведет ли это к тому, что “школы здоровья” просто тихо исчезнут из поля зрения и все опять вернется на круги своя? Ведь если не будет средств на обучение педагогов, то вся затея теряет смысл, поскольку подготовленный должным образом учитель – ключевое звено в новой методике.


– На самом деле здесь нет ничего сверхдорогого, – считает Наталья Смолкина. – Весь необходимый методический материал наработан, он уже есть и в Министерстве образования, и в Минздраве. Слайды, конспекты лекций, брошюры – с этим проблем не будет. Сейчас, пока проект еще действует, мы на базе нашего лицея проводим семинары, даем рекомендации, делимся опытом. У нас же проходили обучение руководители Межрегионального центра.


Что ж, хотелось бы верить, что хорошая идея будет развиваться и без твердой валютной поддержки. Но насколько готовы наши учителя?


– Эту проблему надо решать на уровне педагогических вузов, – считает международный эксперт проекта, кандидат педагогических наук Любовь Шатохина. – Нужна ревизия подготовки педагогических кадров, чего мы не делали очень давно. Сегодня нужно воспитывать учителей, которые будут думать о том, как они влияют на здоровье ребенка. А уже работающим педагогам надо давать новую методику через систему институтов повышения квалификации. Главное – школы не должны выпускать пусть обладающих энциклопедическими знаниями, но больных людей. Детей надо учить думать. Это реально и не требует глобальных вложений. Надо только понимать, что это – наши дети и мы ответственны не только за их образование, но и за их здоровье.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще