В субботу зеленые холмы над Камой в окрестностях Елабуги, вблизи знаменитой башни древнего городища, превратились в пестрый палаточный лагерь и стоянку для более 300 самых разных, удивительных автомашин и мотоциклов. Здесь остановились на ночевку участники ралли-рейда Transorientale, который проходит по маршруту Санкт-Петербург – Пекин.
Встретить тут русскоязычного человека было непросто, повсюду слышалась иностранная речь – преимущественно французская. Именно французы составили большинство участников гонки, поскольку организована она их соотечественником – знаменитым автогонщиком, трехкратным победителем “Дакара” Рене Метжем. В 1992 году он был инициатором пробега Париж – Москва – Пекин, частично проходившего по этим же местам. Протяженность пути – 10 800 километров, это почти на 800 километров больше, чем средняя протяженность ралли Париж – Дакар. Так что территория нашей республики относилась к начальному этапу гонки. Свое участие в ралли-рейде подтвердили более 300 участников 25 национальностей, большинство – гонщики со стажем, прошедшие не один сложный маршрут. Кстати, французы разъяснили смысл названия марафона – “ориент”: так в их стране называются земли, расположенные восточнее Франции.
О том, как готовилась трасса, рассказали те, кто прошел ее в числе первых, еще на этапе подготовки, – руководитель Департамента службы безопасности марафона Сергей Мишин и председатель комитета по ралли-рейдам Российской автомобильной федерации Владимир Королев.
Прокладкой маршрута занимались французы. Со стороны россиян требовалось его подкорректировать и обеспечить безопасность как участников ралли-рейда, так и местных жителей.
– Бытующее мнение, что в России много бездорожья и легко проводить соревнования, – ошибочное, – сказал Сергей Мишин. – У нас очень много дорог, их трудно перекрывать, чтобы гонка была в удовольствие не только спортсменам, но и жителям. Здесь много населенных пунктов, обрабатываемых полей, немало животных на дорогах и полях – это все усложняет нашу задачу. Местные жители были заранее оповещены о том, что рядом пролегает трасса.
Из-за отмены прохождения спецучастка по Татарстану этот день стал для гонщиков своеобразным “выходным” – они следовали только по дорогам общего пользования, прибыли на бивак в Елабугу довольно рано и смогли немного передохнуть. Каждая команда разбила свой лагерь. Команде “КамАЗ-мастер”, как хозяевам на татарстанской земле, достался, пожалуй, самый большой участок, возле них же было и больше всего болельщиков – по понятной причине. Как известно, в этом ралли принимают участие три экипажа команды, которые должны были стартовать на так и не состоявшемся “Дакаре-2008”, отмененном из-за угрозы терроризма на территории Мавритании. Некоторые члены команды съездили даже домой, в Набережные Челны.
Вечером на биваке состоялся концерт местных коллективов. Участники ралли смотрели его с удовольствием, притопывая в такт музыке, снимая происходящее на видеокамеры. Выступил и организатор гонки Рене Метж. Он рассказал, почему бивак было решено сделать в Елабуге.
– Бивак должен был быть совершенно в другом месте, но нам позвонил мэр города и предложил сделать остановку здесь. Когда идея исходит от местных властей, это всегда очень интересно и говорит о том, что здесь умные, конструктивные и динамичные люди. Когда мне показали данное место, я уже не сомневался, что бивак надо делать только здесь. И мы думаем, что он будет лучшим!
Transorientale, возможно, станет ежегодным ралли, говорят организаторы. Все зависит от того, как пройдет первая гонка, какими будут отзывы иностранных участников. Перспектива у гонки есть, так как маршрут имеет интересную географию и подчеркивает дух настоящего ралли-марафона.