С давним знакомым, руководителем территориального отделения “Юлдуз” чистопольского АПК “Чистое поле”, рачительным и энергичным хозяйственником Николаем Прокофьевым встретились на жатве, когда комбайнеры завершали обмолот ячменя. Несмотря на слаженную работу уборочного комплекса, мой собеседник был далеко не в лучшем настроении.
– Наш элеватор находится под боком, на окраине Чистополя, – с досадой говорит он, – а руководители ГУП “Рацин” предлагают чистопольским и алексеевским хлеборобам зерно в счет погашения лизинговых платежей везти за 150 и более километров в Нурлаты и Болгар. Крупные инвесторы не могут между собой договориться, а расходы за транспортировку зерна лягут на наши плечи…
На окраине поля, раскинувшегося по соседству с городом, собеседник поведал о текущих заботах и тревогах сельчан, которые при нынешней засухе вырастили неплохой урожай и в условиях дефицита средств, кризиса ведут его уборку. В настоящее время из 6300 гектаров зерновых обмолочены озимые, горох, овес, почти весь ячмень, что составляет более 50 процентов всей уборочной площади.
Серьезную заявку на дальнейшее размножение сделал новый сорт ржи “Татьяна” московского НИИ “Немчиновка”, урожайность которого на площади 400 гектаров составила свыше 37 центнеров, 27 центнеров на круг с площади 1500 гектаров получено озимой пшеницы сорта “Казанская-285”. Почти такие же намолоты дал ячмень “Рушан”, с честью выдержал испытание засухой новый сорт яровой пшеницы ульяновской селекции “Маргарита”, который на будущий год займет в севообороте достойное место.
В целом же это крупное отделение, на территории которого расположен государственный сортоиспытательный участок, является и ведущим семеноводческим хозяйством, дающим путевку на поля района лучшим сортам зерновых и кормовых культур.
Мудро, по крестьянским меркам подошли здесь к оценке последствий суровой и малоснежной зимы и сделали все, чтобы в сжатые сроки провести на полях задержание влаги, а затем посевную кампанию. Предвидя засуху, под особый контроль поставили глубину, до 5 сантиметров, высева семян, прикатывание посевов, что положительно отразилось на всходах и кущении растений. Сохранению влаги способствовала и поверхностная обработка почвы, которая вот уже пять лет ведется на всех площадях без применения плуга. Повысили сохранность и урожайность посевов микроэлементы и биостимуляторы, которые широко применялись при протравливании семян и обработке посевов от сорняков.
С такой же основательностью трудятся юлдузцы и на кормовых полях, фермах, уже в достатке заготовив сена не только для общественного, но и личного скота крестьян, вырастив богатый урожай кукурузы, подняв суточную продуктивность коровы до 18 и более килограммов молока.
– Набираемся опыта и даже в засуху почти не снизили отдачу полей и ферм, – отмечает Н.Прокофьев. – Но при сложившемся за последние годы отношении к труженикам села, низких ценах на сельхозпродукцию мы богаче не станем и нынче, не сможем выбраться из долговой ямы. В настоящее время, например, на жатве, заготовке кормов, подготовке почв ежедневный расход ГСМ составляет более 70 тысяч рублей, который далеко не покрывается доходами от реализации дневного удоя молочного стада в объеме более 9 тонн. Закупочная цена молока чуть более 5 рублей за литр, почти в три раза дешевле солярки! Да и в целом на сельскохозяйственную продукцию закупочные цены остались на уровне десятилетней давности при удорожании в разы стоимости энергоносителей и всего остального.
Из-за отсутствия средств даже в этом крепком хозяйстве впервые за последние годы весенний сев пришлось провести почти без внесения удобрений. Острый дефицит “живых” денег вынуждает сейчас по низким ценам продавать продовольственную пшеницу, большую часть зарплаты выдавать рабочим зерном, кормами, скотом. В то же время на складах скопились большие запасы невостребованной ржи, ячменя, производство которых становится убыточным. До сих пор нет продуманной государственной системы по стимулированию развития зернового хозяйства, производства сельхозпродукции.
…Уже поздним вечером при свете фар звено из семи комбайнов закончило обмолот последних загонок ячменного поля, а на другой день приступило к жатве яровой пшеницы. Как бы ни было с ценами, а работать надо, крестьянин по-другому не представляет своей жизни…