У Красного Барана своя история

Время — жестокая штука. Легко, одним мазком стирает из жизни целые народы, оставляя в памяти лишь отзвуки имен, названий. Кто сегодня, кроме специалистов, помнит, к примеру, о таких древних тюркских племенах, как жоужане, катаи, ашина, буту, и десятках других?

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Время — жестокая штука. Легко, одним мазком стирает из жизни целые народы, оставляя в памяти лишь отзвуки имен, названий. Кто сегодня, кроме специалистов, помнит, к примеру, о таких древних тюркских племенах, как жоужане, катаи, ашина, буту, и десятках других?

Верить памяти

Если бы не село Красный Баран, что в Алексеевском районе, где живут татары-кряшены, наверное, в ту же Лету кануло бы еще одно племя, о котором упоминал в своих путевых записках знаменитый арабский путешественник Ибн Фадлан, побывавший в начале десятого века в Булгарах и Биляре и оставивший свой подробный рассказ о том, что ему довелось увидеть. Именно на эти отчеты секретаря посольства халифа Моктедира Билляха уже не один век опираются в своих изысканиях многие ученые.

Это племя — баранджары. И название села, так смешно звучащее сегодня, уходит своими корнями, по мнению его жителей, именно к этому удивительному осколку огромного тюркского мира. Поразительно, но история этого края помнит тот далекий от нас по времени народ. Рядом с Красным Бараном — Никольский Баран, Арбузов Баран. Кстати, его испокон веку местные кряшены именуют Арба Бараном. Стоит задуматься, случайно ли? Правы старожилы: с чего бы основателям этих деревень свои поселения называть так, если бы не память предыдущих поколений, так сквозь века своеобразно преломившаяся в топонимике.

— Полагают, что нашему селу лет триста. Но мы с этим не согласны, — говорит жительница села пенсионерка Анна Григорьевна Михайлова. — Еще моя бабушка, покинувшая этот мир в возрасте 102 лет, помнила рассказы своей прабабушки о том, как жили здесь наши предки, какие леса стояли в этих краях. Откуда бы им помнить такое поверье, что в наших полях нельзя нарушать покой и тишину, чтобы не потревожить дух древних воинов, которые полегли тут в кровавой битве? Рассказывала, что ей поведали старики, что где-то здесь запрятан глубоко в земле шлем хромого Тимура, за которым он грозил вернуться.

И если бы только легенды говорили о древнем прошлом Красного Барана. Здешняя ребятня горстями приносит домой старинные монеты, на которых выбиты рунические письмена. Эти деньги предков выносит на берег здешняя речка, которая так и называется у местных — Баранжа. Мало того, на окрестных суховейных полях и особого труда прикладывать не надо, чтобы отыскать такие предметы, место которым на почетных музейных витринах. А еще любознательная детвора приносит в школу наконечники стрел, обломки серег, подвесок, да много чего любопытного, вот только нет здесь помещения, которое можно бы отвести под музей. Когда сгорела старая школа, многое поглотил огонь. Но не меньше сегодня теряется, расходится по рукам. Так, как расходятся дорогущие по нынешним временам монеты на старинных женских налобных украшениях и нагрудниках, которые хранятся на дне сундуков в здешних семьях.

— Самые-то старые посрезаны давно, в тяжелые военные времена, да проданы. Эти украшения всегда выручали нас, — вздыхает Раиса Федоровна Васильева. — К пустым местам тогда же пришивали просто металлические пластинки, а позже — советские монетки.

Какого же года выпуска были те деньги, если сегодня на этих налобниках монеты начала девятнадцатого века, а то и конца восемнадцатого? Не доходили руки до этого края у археологов. Мария Архиповна Буларова вспоминает, как в молодости бегали они на раскопки, которые проводил в Биляре, в пятнадцати километрах от их деревни, известный татарский археолог Альфред Халиков и как посмеивался он над их пытливостью: мол, прибежали тут баранджары, сгорают от любопытства. А им было все интересно и даже порою страшно: вскрытая земля обнажала груды скелетов, множество знаков жестокой бойни.

— Кто знает, сколько тайн хранит и наш Иске авыл, — говорит Мария Архиповна. — Ведь никто и никогда не проводил серьезных раскопок в древней стороне нашего села.

Населенный пункт рос в длину, уходя от той своей части, которую, по преданиям, и основали древние баранджары.

А вот теперь пора и вернуться к этому таинственному небольшому племени, потомки которого и населяют, по всей видимости, нынешний Красный Баран.

Загадочное племя

Есть официальная версия, закрепленная в разного рода энциклопедиях: где-то на территории современного Дагестана в VI-VII веках жило племя, которое пришло из Зауралья. Оно построило город и создало свое небольшое государство. Это племя, государство и его столица назывались Баланджар. В конце первой трети VIII века, сотрясаемое набегами то хазар, то арабов, это государство прекращает свое существование. Племя баланджар тоже исчезает из истории, но вот в X веке оно вновь возникает в Волжской Булгарии под именем баранджар.

В пользу этой версии, признаться, есть только косвенные подтверждения, но их несколько. Во-первых, сходство названий «баранджар» у Ибн Фадлана и «баланджар» в арабских документах VI-VII веков. Во-вторых, переселение в VIII веке самих булгар (болгар) во главе с сыном балтавара Кубрат-хана Кодрага из соседних кавказских и приазовских краев на Среднюю Волгу. В поход этого большого тюркского племени могли влиться и баланджары. Есть и другие источники, в суть которых мы сейчас углубляться не будем. В конце концов, это дело историков. Скажу только, что последние находки археологов в дагестанском Баланджаре, в частности церковные строения, позволяют считать население города не исламским, а вплоть до VIII века христианским (монофизитского толка). И это более чем согласуется с православием наших «краснобаранцев»- баранджаров.

Ведь, как утверждают жители села, эта вера пришла к ним далеко не в период насильственной христианизации татар, как пытаются убедить в этом самих жителей Красного Барана, а передается из поколения в поколение многие века. Вполне вероятно, что часть этого племени исповедовала ислам, ведь к моменту прибытия того же Ибн Фадлана на берега Камы и Волги тут уже были мусульмане. И этот факт не подлежит сомнению. Секретарь халифского посольства отмечает: «… Мы видели у них племя около пяти тысяч душ женщин и мужчин, все до одного принявшие ислам. Это племя называется Баpанджаp… ».

Новь древней земли

Жители Красного Барана уверены в своих древних корнях.

— К сожалению, особого внимания к истории нашего уголка и не было. Уж на Биляре-то масштабных, полновесных, многолетних раскопок не проводили, а что о нас говорить, — отмечает глава Большеполянского сельского поселения Татьяна Иванова, живущая в Красном Баране. — Но то, что нынешнее название нашего села не пришло к нам из глубины веков, — это точно. На старинных картах оно отмечено как Балчыклы Барангол, потом именовалось Кряшен Баран, Кыр Баран, а уже в советское время и вовсе Красным Бараном назвали.

К середине девятнадцатого века в этом населенном пункте было 158 хозяйств, где проживали 438 мужчин и 497 женщин. Была своя часовня, в которой шли службы на татарском языке. Работала церковно-приходская школа, которая имела в своем пользовании 46 десятин земли и даже 200 рублей дохода. Деревня всегда считалась крепкой, работящей. Грянувшую революцию встретили с энтузиазмом. Уже в 1924 году были отмечены первые мероприятия в рамках новой экономической политики (НЭПа) по созданию коллективного хозяйства, а вот сам колхоз, как вспоминает ветеран труда Анна Григорьевна Михайлова, много лет проработавшая поваром на колхозном полевом стане, возник в 1930 году.

Первым председателем колхоза, который назвали «Семеноводом», стал Петр Котов. Сельхозпредприятие оказалось немаленьким: сюда вошли три тысячи гектаров пашни, лугов, пастбищ. Уже через три года здесь появился свой первый машинно-тракторный парк с тракторами СТЗ и ХТЗ, сеялками и боронами. В историю села вошли его первые механизаторы Иван Иванов, Терентий Баранов, Павел Баширов, Василий Буланов и первый шофер Георгий Котов. Не остались в стороне и отчаянные женщины. На тракторы сели Мария и Татьяна Булановы, Василиса Ермолаева, Дарья Младшева и Елена Никифорова.

А там грянула Великая Отечественная война. Из 173 сельчан на полях сражений остались 117 мужчин, остальные вернулись израненными и инвалидами. Именно им пришлось проводить реорганизацию колхоза, который после войны было решено укрупнить за счет соседних «Победителя» и «Красной свободы». Новое хозяйство назвали именем Маленкова. Еще три года — и вновь преобразования. Теперь уже на краснобаранских землях появляется совхоз им. Бутлерова, который быстро становится одним из лучших хозяйств района. Другое дело, что в последние годы та громкая слава сошла на нет, однако благодаря стараниям районных властей именно эти годы принесли в село блага цивилизованной жизни: провели газ, проложили асфальтированную дорогу, новый Дом культуры построили. Красивый, нарядный, с хорошей библиотекой, с кабинетами для кружков и актовым залом.

Вся надежда — на школу

А еще здесь есть восьмилетняя школа. Построенная в 1986 году, после того как двумя годами раньше сгорела старая деревянная, она сегодня — средоточие надежд наших краснобаранцев-баранджаров.

— У нас учатся 56 ребят, — рассказывает заместитель директора школы Ирина Баранова. — Радует то, что есть и пополнение, растут дети в селе.

Да не просто растут, добавлю от себя. Те, с кем удалось пообщаться в день приезда, как один, работали на приусадебном участке. Ребята выращивают овощи, ягоды, фрукты для школьной столовой. Потому и питание здесь в самые «авитаминозные» месяцы разнообразное и экологически чистое. Своя картошка, капуста, свекла, морковь, а сколько смородины, малины… О рябине и шиповнике и не говорю.

И на педагогов детям повезло. К примеру, учитель технологии Дарья Анисимова. Ей удается сделать уроки интересными, с этнографическим уклоном. Восстановить историю небольшого кряшенского села, сохранить самобытность его населения, напомнить о его корнях и передать эту память потомкам — вот какие далеко идущие задачи у обычных, на первый взгляд, уроков труда.

— На уроках технологии я стараюсь уделить большое внимание изготовлению национальных костюмов, головных уборов, — говорит Дарья Павловна.

Костюм кряшен Красного Барана состоит из платья, фартука, из нагрудника, украшенного серебряными монетами, золотошвейного головного убора. Обратите внимание на фотографию, где восьмиклассница Виктория Фомина одета в один из самых старинных костюмов села. Этому наряду как минимум пара веков. Добротная самотканая льняная ткань великолепно сохранилась и не потеряла свои краски. Этот костюм извлечен из сундука одной из старожилок села, Екатерины Ивановны Булановой. Когда-то ее мама Елена Емельяновна Никифорова получила его в дар от своей матери. Дорогостоящие нагрудники и головные уборы передавались из поколения в поколение.

А сегодня школьники в процессе подготовки национального костюма на уроках технологии изучают и традиции своего села, и народные обычаи.

— Радует, что ребятам интересна эта тема, хотя работа сложная, — говорит Дарья Анисимова. — Известно, что кряшены отличаются особо бережным отношением к своей культуре, традициям, обычаям. В нашей деревне свадьбы, крестины, Рождество, Пасха, Троица как проводились двести лет назад, так же проходят и сейчас. А вот национальную одежду, жалко, уже только старушки и носят. И то редко. Я включила в программу пять уроков по изготовлению женского национального костюма кряшен. Перед тем как приступить к работе, даю задание ученикам. Нужно подготовить сообщение о традициях, обычаях своего народа, а тем, кто живет с бабушками, попросить их рассказать о национальном костюме, то есть из каких элементов он состоит, кто и когда их носил. Такую работу школьники выполняют с удовольствием. На уроке для наглядности использую настоящий женский костюм. Женщины — кряшенки в праздники надевали розовое сатиновое платье, а в будничные дни — льняное, синего цвета или в клетку. Обращаю внимание учащихся на то, что они всегда шились вручную.

Платье украшалось оборками и шелковыми лентами. Фартук шился из бязи, вышивался тамбурными стежками, гладью. Вышивали, в основном, зимой в свободное время. Искусные руки краснобаранских мастериц украшали декоративные полотенца, покрывала и занавески, нарядные скатерти, золотыми нитками головные уборы, платки, нагрудники, мешочки, футляры для книг и покрывала на Библию.

Одним из плодов общих творческих усилий жителей Красного Барана можно назвать фольклорный коллектив, который сегодня хорошо известен в республике. И название у него под стать, тут и думать не надо было, — «Баранджар». Создала его нынешняя глава Большеполянского сельского поселения Татьяна Иванова. А его постоянные участники — учителя школы и родители учеников. И каждый из них уверен, что быть древнему племени баранджар на нашей татарстанской земле.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще