Медали и кубки всех достоинств завоевали все представленные пять баранов и ярок мясошерстной породы фермера из Новошешминского района, руководителя крестьянско-фермерского хозяйства “Архангельское” Евгения Белоглазова на всероссийской выставке племенного овцеводства, состоявшейся в Ставропольском крае.
Это не первая его победа на столь престижных выставках. Еще в середине девяностых призами и дипломами в Ростове-на-Дону были отмечены овцы тонкорунной породы, которых он в содружестве с учеными вывел и внедрил в своем хозяйстве. Но в годы перестройки, когда заморская шерсть почти полностью вытеснила отечественную, овцеводческой отрасли был нанесен невосполнимый урон. Одна за другой исчезли многие товарные, племенные овцефермы, с миллиона до немногих десятков тысяч сократилось в республике поголовье овец.
Как говорится, на свой страх и риск Белоглазов упорно бился за сохранение тонкорунного поголовья овец. Однако шерсть, шкуры, которые перестали заготавливать и подразделения “Татпотребсоюза”, оказались невостребованными, накапливались в складах мертвым грузом, и овцеводство стало приносить серьезные убытки.
– Трудно было их компенсировать за счет других отраслей, – говорит Евгений Белоглазов, – но еще горше потерять элитных овец своей породы, на выведение которой потрачено столько сил и средств.
В этот трудный период на основе тонкорунных овец “прекос” решили заняться выведением животных мясошерстных пород, о которых фермер знал из опыта кубанских и удмуртских овцеводов. На помощь пришли ученые – выдающийся овцевод страны, автор двух пород Алексей Ульянов, доктора наук в этой области супруги Олег и Маргарита Ежковы, доцент Казанской ветакадемии консультант и сподвижник фермера Марина Сушенцова.
Для 700 тонкорунных овцематок закупили 35 баранов мясной породы и в результате сложного скрещивания, жесткой выбраковки молодняка вывели породную группу “советская мясошерстная удмуртского типа”. На основе ДНК-контроля, других данных успешно прошли ее защиту в Москве, получили авторское свидетельство и патент.
Эти успехи окрылили овцеводов, и, изучая мировой опыт, они продолжили селекционную работу. С помощью баранов суперспелой породы “тексель” получили небывалый результат: уже в восьмимесячном возрасте живой вес каждого баранчика достигал 60-65 килограммов. При этом они дают и полутонкорунную шерсть высокого качества, которая используется для изготовления матрасов, одеял, костюмов для сотрудников МЧС и даже космонавтов.
Первые результаты показали, что молодняк этой породы отличается крупноплодием, скороспелостью, высокими привесами и настригом шерсти. Реальной поддержкой для архангельцев стало решение Минсельхозпрода РТ о выделении субсидий на целевую закупку из племфермы баранов-производителей в целях развития овцеводства в фермерских и частных хозяйствах. По этой программе за последние два года было реализовано 350 баранов. Но в текущем году с их продажей создалась тревожная обстановка. Из племобъединения РТ поступила информация, что целевая закупка баранов для сельчан нынче не планируется, на эти цели не выделено средств.
А меж тем до этого в КФХ “Архангельское” провели бонитировку молодняка и подготовили к реализации более 300 племенных баранов, которые при грамотном использовании могут дать многотысячное поголовье мясошерстных овец. Однако без государственного, заинтересованного подхода к решению этой проблемы рекордсмены Белоглазова вряд ли попадут на крестьянские подворья.
– Если трудно продать баранов сельчанам, то не лучше ли реализовать их мясом, скажем, в казанские, московские рестораны, вы же сами говорите, что вкусовые качества баранины прекрасные, спрос высокий? И не выгодней ли племферму перевести в товарную? – интересуюсь у фермера.
– Наши племенные бараны – это золотой фонд развития овцеводства республики, воплощение нашей заветной идеи, отказываться от которой при любых обстоятельствах не будем. Тем более что находим понимание и поддержку главы муниципального района Александра Губкина, надеюсь, что совместными усилиями решим вопрос сохранения и реализации племенного молодняка, – говорит Белоглазов.
– Разве можно терять прекрасную племенную ферму, таких производителей, – вступает в разговор доцент ветакадемии Марина Сушенцова, показывая на стадо породистых крупных баранов. – На каждого из них заведены племенные карточки, другая документация, производится взвешивание, бонитировка , полноценное кормление. Затраты немалые, но и эффективность очевидная. При скрещивании, скажем, барана весом 100 килограммов и ярки – 50 их потомство достигает уже 75 килограммов. Но племенные бараны дороже, каждому подворью покупать накладно, целевая же продажа их сельским поселениям, использование в общих стадах наиболее продуктивно активизирует рост поголовья овец.
Трудно сегодня говорить о становлении овцеводческой отрасли без четкой и ясной программы ее развития на ближайшие годы. Правда, по указанию министра сельского хозяйства и продовольствия Марата Ахметова, посетившего КФХ “Архангельское”, творческая группа ученых, специалистов, руководителей четыре года назад такой документ разработала. Он, в частности, предусматривал создание четырех базовых племенных хозяйств с центром племрепродуктора в селе Слобода Архангельская, закупку племенных ярок, баранов и на начальный период выделение трех миллионов рублей долгосрочных кредитов. Но до настоящего времени все эти планы и решения остаются на бумаге.