Праздник у подножия древней Калы

Седьмой республиканский праздник кряшенской культуры состоялся на днях в мамадышском селе Зюри.

Седьмой республиканский праздник кряшенской культуры состоялся на днях в мамадышском селе Зюри. На него съехались около семи тысяч участников и зрителей, десятки фольклорных коллективов из разных уголков Татарстана, а также Челябинской области.


Сами кряшены называют этот национальный фестиваль День Питрау (Петра) – в честь престольного праздника первоверховных апостолов Петра и Павла. Такой массовой встречи представителей одной народности в течение года, пожалуй, больше не случается. Поэтому обставляется она торжественно. Вот и напутствовал встречу священник отец Дмитрий, призвавший собравшихся потрудиться, как это делали святые апостолы, для единения людей в любви, дружбе и согласии. А еще – пожелал не забывать свои культуру и традиции.


…Нигде, наверное, нет больше такого костра, разрывающего темень ночи сполохами огня у подножия горы Калы. Место это удивительное по красоте. Где бы ни жил кряшен, он всегда стремится приехать сюда, к этой дорогой сердцу горе Кале, где неподалеку у вековых елей течет родник Тяпи (Ножка). Каждый знает, что он целебный, потому что когда-то здесь при молитвах своей матери исцелился ребенок с недвижимыми ногами. И каждый из кряшен постарается испить и набрать здесь святой водицы.


Юные девчонки из древнего Зюри (село основано еще в XVII веке) сегодня не узнают своего майдана. Смотрят, как завороженные, на танцующих. Вот им бы так сплясать! Их фольклорный коллектив “Серебряная монета” – так переводится с татарского название старинного нагрудника, позванивающего на костюме кряшенских татарок, – тоже скоро пригласят на сцену. Смотрят девчонки и насмотреться не могут. В их размеренную сельскую жизнь пришел большой многолюдный праздник. С венками, нарядами, удивительными сатиновыми платьями, которые надевали еще их бабушки.


Олеся Иванова рассказывает, что нагрудник из старинных монет достался ей по наследству – это семейная реликвия. Сама Олеся в коллективе уже три года, пришла вслед за старшей сестрой Снежаной. В сентябре пойдет в одиннадцатый класс. А ее подруги по коллективу – одноклассницы Римма Тимофеева, Римма Тараканова, семиклассницы Лидия и Людмила Егоровы, восьмиклассница Вероника Петрова – наперебой рассказывали о своих художественных руководителях Римме Игнатьевой и Елизавете Новиковой, помогающих им разучивать кряшенские танцы в местном клубе.


Объявляют выход на сцену моих собеседниц… Изящные девушки с венками на головах кружатся в задорном танце, который называется “Солнце”. Сами они, как лучики солнца, – светлые, сияющие красавицы Зюри…


А вот со сцены со старинным инструментом после выступления спускается мой старый знакомый – кандидат искусствоведения, фольклорист, научный сотрудник отдела искусствоведения Института языка, литературы и искусства им.Ибрагимова, преподаватель Казанской государственной консерватории Геннадий Макаров. Для него этот фестиваль не только радость общения с соплеменниками, но и рабочая лаборатория. Ему близки и понятны проблемы, касающиеся возрождения национального инструментария. Он со студенческих лет занимается не только сбором фольклора, но и изготовлением старинных татарских музыкальных инструментов. Большинство из них, самолично изготовленные Геннадием Михайловичем, были в руках многих участников сегодняшнего праздника.


Более десяти лет возглавлял Макаров татарский фольклорный коллектив “Ак калфак” при казанском Центре детского творчества им.Алиша. Многие дети обучились игре на традиционных татарских инструментах – дэфе (бубене), танбуре (восточном смычковом инструменте), думбре, курае.


– Фестиваль кряшенской культуры феноменален, – утверждает Макаров. – Подобного больше нет нигде в России. В последние годы праздник стал эпицентром возрождения старинной фольклорной музыки.


К выходу на сцену снова приготовились дети. Они приехали из мамадышского села Владимирово. Елена Бачкова (директор тамошней школы) вместе с супругом-баянистом больше двух лет обучают юных участников своего коллектива народным искусствам. Их собственные дети тоже знают песни бабушек.


Познакомились Елена и Николай в клубе. Елена приехала погостить к подруге, а Николай в той деревне квартировал, работая в лесничестве после окончания политехнического института в Марий Эл. С той поры неразлучны вот уже 16 лет совместной жизни. Не только фольклор они воскрешают и детей обучают, но и стремятся в своей деревне закреплять традиции уважения к старшим, патриотизм. Так, увековечено во Владимирове имя погибшего в Афганистане Ивана Данилова. У местных школьников (Николай сегодня учитель физкультуры) пользуется большой популярностью лыжный спорт.


Праздник в самом разгаре. Нарядные повозки с богатым скарбом въезжают в центр майдана. В них – артисты большого ансамбля “Сайдаш” из Казани. Они дарят зрителям красочную композицию “Свадьба”. После казанцев на сцену поднимаются коллективы из Набережных Челнов, Алексеевского, Альметьевского, Елабужского, Кукморского, Мензелинского, Муслюмовского районов. Своим сценическим искусством они рисуют многоцветное полотно старинной традиции кряшен.


Улучив минутку, я снова обращаюсь к Макарову:


– Геннадий Михайлович, а что подтолкнуло вас заниматься фольклором?


– В детстве начал расспрашивать свою бабушку из заинской деревни Верхний Багряж о старинных инструментах. Она охотно рассказывала мне различные удивительные вещи. На думбре играл мой дедушка. Инструменты, как правило, изготавливали мастера-крестьяне. Так я стал собирать старину. Поступил в музыкальное училище. С тех пор мечтал поставить интерес к кряшенской культуре на научную основу.


Это получилось, когда я стал преподавать в институте культуры и искусств. Пять лет назад создал на его базе студенческий коллектив “Бермычек” (“Вербица”), который исполнял песни татар-кряшен. И нас сразу заметили в этническом мире, стали приглашать в разные концы страны.


И все-таки проблемы традиционной культуры, по словам моего собеседника, остаются. Почти десять лет назад по инициативе Минкультуры РТ была принята резолюция по результатам научной конференции, посвященной татарской музыкальной народной культуре. Очень хорошая резолюция. Но под нее нужно финансирование. Нужны программы по обучению руководителей ансамблей, чтобы профессионально обучать игре на старинных народных инструментах.


В народе тяга к своему прошлому велика. Нынешний фестиваль – тому доказательство.


Людмила СУХАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще