Жива деревня тружеником

Как живет сегодня татарстанская глубинка?

Автор статьи: Геннадий АБРАМОВ

Как живет сегодня татарстанская глубинка? Да по-разному, в зависимости от того, какой хозяин у сельхозпредприятия, какие традиции, стиль жизни укоренились у жителей конкретного поселения. Кризис, диспаритет цен, проблемы с зарплатой повернули их усилия в сторону укрепления личного хозяйства, заставили больше рассчитывать на свои силы.


В крепких селах, например, почти каждое подворье (конечно, не без помощи коллективного хозяйства) уже способно полностью поддержать благополучие семьи. Разве это не наглядный пример такого не санкционированного сверху реформирования, когда за последнее десятилетие в частном секторе чистопольских сел на треть увеличилось поголовье скота, вдвое – лошадей, все чаще приобретаются автомашины, трактора, о чем раньше крестьяне не могли и мечтать. Уже привычным для них благом стали полная газификация, центральное водоснабжение, асфальтированные трассы, также определяющие жизнь современной деревни, для которой сегодня характерна многоукладность, постепенное внедрение всех форм собственности. Вместе с тем положение сел, расположенных даже по соседству, выглядит по-разному, иногда и диаметрально противоположно…


Будущее Юлдуза – с “Чистым полем”

Как не просто переезжать и устраивать жизнь на новом месте! Для Владимира Фокеева переезд в чистопольский поселок Юлдуз – усадьбу одноименного хозяйства – усложнялся еще и тем, что жена Елена была беременна вторым ребенком. Но, к счастью, все сложилось как нельзя лучше. Сразу по прибытии семья получила трехкомнатную квартиру, а ее хозяин – работу механизатора.


Сегодня в семье Фокеевых уже трое детей. Погодки Ольга и Вадим учатся в школе, а малышка Даша на руках матери.


Когда мы решили побывать у Фокеевых в гостях, глава семьи оказался дома.


– Посевная закончилась, к тому же идет дождь, – пояснил он, – можно и делами по дому заняться.


На севе Фокеев и его товарищи трудились в две смены. За месяц дважды получали зарплату. По окончании полевых работ на Сабантуе им выданы и премиальные. В доме Фокеевых – полный достаток. Елена заведует школьной теплицей, где для столовой и на продажу выращиваются томаты, огурцы. Семейный доход пополняется и продажей молока от своей буренки.


Кстати, так же обустроились в поселке, нашли кров и работу семьи Охотниковых, Парфеновых, Алексеевых и многих других.


– До пяти семей ежегодно у нас справляют новоселье, – говорит руководитель хозяйства Николай Прокофьев. – Строим жилье сами, помогаем поднимать дома рабочим. В этом году по программе ликвидации ветхого жилья начинаем строительство еще шести коттеджей. К нам приезжают жить и работать даже из Нурлата, Чистополя, других райцентров.


Притягивает же поселок своим благополучием в решении хозяйственных, социальных проблем. Более 40 центнеров составляет здесь урожайность каждого гектара хлебной нивы, растет и продуктивность ферм. А с недавнего времени хозяйство взяло на “буксир” и деревню Четырчи, где также стали лучше работать и получать зарплату.


С начала этого года оно вошло в ассоциацию “Чистое поле”, которая объединяет пять хозяйств-производителей, предприятия переработки и реализации сельхозпродукции. Около 15 миллионов рублей было выделено инвесторами своим сельхозпредприятиям только на проведение нынешней посевной.


Тиганцы выбор сделали

Если серьезно говорить о свободе выбора, здоровом консерватизме, реформировании в лучшем смысле слова, то все это вы найдете в алексеевских селах Нижние и Средние Тиганы, отличающихся живописной природой, новостройками и богатыми крестьянскими подворьями.


Как же непросто бывает иметь свое мнение и поступать не как все. В период всеобщей смены вывесок председателю Мансуру Халилову не раз советовали переименовать его колхоз “Алга” на сельхозпредприятие. Но он не пошел на это.


– Так порой происходит, – говорит он, – что сменой вывески и заканчивается реформирование. У нас же оно идет постоянно: совершенствуем механизм хозрасчета, добиваемся прозрачности, гласности при определении уровня зарплаты всем работникам колхоза.


Сохранив старое название, тиганцы не стали хуже работать и жить. Высокую отдачу дают поля и фермы, активно ведется жилищное строительство, возведены плотина, спорткомплекс, удивительные по красоте мечети.


– Жизнь у нас не в тягость, а в радость, – не сомневается свинарка Гульсина Шамаева, с которой беседуем в ее уютном доме. – Ну, скажите, как без помощи колхоза мы построили бы такие хоромы! На его средства куплено оцинкованное железо для крыши, в полцены обошелся нам кирпич, бесплатно выделялся транспорт.


Сполна “живыми” деньгами получает она ежемесячно зарплату. В доме – современная мебель, на подворье – полно скота, также дающего немалый доход. Примечательно, что обе дочери Гульсины – Гульнара и Сирина – окончили педагогический вуз, вышли замуж и живут в родном селе также в новых домах. Сама Гульсина нынче уже отдохнула в санатории “Ижминводы”. Добавим, что всего в этой здравнице на средства хозяйства поправили здоровье нынче двадцать тружеников, еще тридцать побывают там до конца года.


В центре Средних Тиган, по соседству с многопрофильным медпунктом, колхозным магазином также с помощью хозяйства строит новый дом доярка Гульзихан Валиахметова. Золотые руки у ее сына, строителя Рустема, надежной помощницей стала и дочь Алсу. Большое у них желание нынче завершить строительство и справить новоселье.


Есть в колхозе специальный фонд, из которого выделяются средства на газификацию, телефонизацию, водопровод, оказывается материальная помощь сельчанам при серьезном заболевании, похоронах, проведении свадеб.


Хозяйство взяло на себя даже выращивание для личных подворий высокопродуктивных нетелей, которыми только в прошлом году заменило более шести десятков старых коров. Всем крестьянам, работникам бюджетной сферы бесплатно выделяются корма, обрабатываются огороды, выращивается картофель на полях.


Все средства на зарплату, строительство, оказание помощи, развитие хозяйства куются на полях и фермах, работающих высокорентабельно, прибыльно. Достаточно сказать, что только от реализации молока и мяса в колхозную кассу ежемесячно поступает до 2,5 миллиона рублей.


– Как обстоят дела с имущественными, земельными паями, развитием фермерства? – задаю вопрос опытному механизатору З.Фахрутдинову.


– Для обретения самостоятельности в колхозе преград нет, и каждый из нас знает размер своего надела, – отвечает он. – Но зачем, спрашивается, выделяться и брать землю, если в колхозе чувствую себя комфортно во всех отношениях, сполна получаю зарплату и любую помощь. Как говорится, от добра добра не ищут.


Колхоз уверенно чувствует себя в рыночных условиях, эффективно работает с банками, инвесторами, ни перед кем не имеет задолженности. Так трудятся и живут сегодня жители сел Средние и Нижние Тиганы.


Школа наших надежд

Добрые перемены жители отдаленного чистопольского села Нижняя Кондрата справедливо связывали со строительством дороги и новой средней школы.


– Школу бережем как зеницу ока, – говорит ее директор, подвижный, энергичный Петр Плотников. – Насыщаем оборудованием кабинеты, есть свой автобус – подарок Президента Татарстана, компьютерный класс. А видеокамеру, магнитофон купили на выращенные ребятами овощи, картофель, которыми полностью обеспечиваем собственную столовую.


Будущее села он видит в своих учениках, нацеливая преподавателей на профильное трудовое обучение. В школе создана производственная бригада из старшеклассников, которые в прошлое лето, вырастив 20 тонн картофеля и столовой свеклы, заработали 37 тысяч рублей.


Гордостью школы и района стала фирма “Пчелка”, в которой ученики под руководством опытнейшего Константина Евдокимова постигают азы пчеловодства.


С Константином Константиновичем беседуем в его просторном доме.


– Школа стремится привить любовь к сельским профессиям, – размышляет он. – Но ее выпускники даже по окончании вузов, училищ не всегда находят применение своим силам и способностям в родном селе, которое по возрасту его жителей продолжает стареть. Боюсь, что со временем отомрет наше село.


Более оптимистичный взгляд у его супруги Марии Николаевны, преподавателя чувашского языка и литературы, обладателя почетного звания “Народный деятель чувашской культуры”, солистки ансамбля “Илем”.


– Исчезновение селу не грозит, – не соглашается она. – Сегодня земляки возвращаются с Урала, с угольных шахт, строят добротные дома, приезжают из города на родину коротать старость и пенсионеры. Растет поголовье скота на личных подворьях.


Все так. Но по большому счету к возрождению, саморазвитию села, как говорится, подходы еще не расчищены. Ибо это зависит от уровня сельскохозяйственного производства, который остается низким, как и зарплата сельчан. И деревня продолжает оставаться на распутье.


– Хотелось бы по окончании вуза вернуться в родное село, – говорили мне местные парни и девушки. – Но для молодых специалистов здесь нет ни жилья, ни достойной зарплаты.


Под этими словами могли бы подписаться все будущие агрономы, зоотехники, ветврачи, обеспеченность которыми в районах Закамья не превышает 60 процентов, и проблема квалифицированных кадров для села с каждым годом обостряется.


В ожидании перемен

Новая асфальтированная трасса связывает сегодня райцентр и с чистопольским селом Кубассы, расположенным на обрывистом камском берегу. Пенсии, зарплата бюджетников, личное подворье являются основными источниками дохода его жителей. Во многих хозяйствах коров нет, а если есть, то по одной. Корма КСП “Кама” выделяет, но зарплата выдается от случая к случаю, и уровень жизни сельчан не назовешь высоким. К обнищанию многих семей ведет повышение цен на газ, электроэнергию. По-прежнему серьезным бичом остается на селе пьянство. Главная же проблема, негативно отражающаяся на настроении и жизни людей, – высокая задолженность по зарплате.


Прямо скажу, в плохом расположении духа застал я механизаторов кооператива. В разгар посевной здесь не редкость перебои со снабжением ГСМ, поломки старой техники. Отсутствует и материальный стимул к производственному труду – многие не помнят, когда получали “живые” деньги.


– Вот только мне хозяйство задолжало в целом почти восемьдесят тысяч рублей, – сетует передовой комбайнер Алексей Захаров. – Это же курам на смех – с января раза два по двести рублей выдавали, и не знаю, получу ли заработанные деньги. Не видит их и мой сын Владимир, шофер бензовоза.


В свое время дочь Захарова, успешно окончив сельхозакадемию и получив диплом агронома, думала работать по специальности в родном селе, но не нашла ни внимания, ни понимания со стороны руководства хозяйства. Сегодня одни выпускники спешно уезжают в город, другие слоняются по селу без дела, не желая работать бесплатно.


По самым скромным подсчетам, около миллиона рублей составляет здесь общая задолженность по зарплате, и она продолжает расти. Особенно большие долги – перед животноводами, теми, кто ежедневно производит молоко. Сегодня в КСП тысяча коров, и худо-бедно средства от реализации молока поступают.


– Мы как-то сводим концы с концами, – говорит доярка Тамара Быстрова. – Держим дома корову, бычков. Но не дай Бог серьезно заболеть – денег нет даже на лекарства.


Куда серьезней положение в семьях доярок, многодетных матерей Ирины Антоновой, Марины Гараниной, Марины Козловой, получивших в этом году всего по двести рублей. Последние две семьи живут в многоквартирном доме и не в состоянии держать скот. С каждым месяцем растет у них задолженность за газ, электроэнергию, и мировым судьям впору готовить документы о выселении.


– Зарплату выдать удается редко, – признается председатель КСП “Кама” В.Журавлев. – Все деньги уходят на горючее, запчасти, удобрения. И инвесторы пока к нам не торопятся. Вот разве что фирма “Закамье”, арендующая сегодня участок нашей Иванаевской бригады, возьмет в аренду земли всего хозяйства…


Есть в Кубассах типовые дом культуры, средняя школа, приличные особняки, благополучные крестьянские подворья. Но в целом печать запустения лежит на многих домах и улицах, и мало что напоминает здесь о славном прошлом старинного русского села.


Вот на такой минорной ноте приходится завершать эти заметки. И вновь возвращаюсь к тому, с чего начал: большую роль в жизни села играет сегодня субъективный фактор. Придет к руководству хозяйством инициативный, деятельный, неравнодушный человек – глядишь, и оживает деревня, заряжаясь его энергией. Но где их взять-то, таких вот толковых и деятельных?


Надо все-таки поворачиваться лицом к молодежи, выпускникам сельскохозяйственных вузов. Создавать такую государственную систему отношения к ним, которая формировала бы желание оставаться на селе. Без молодых специалистов, как ни крути, у нашей деревни достойного будущего нет.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще