Тысяча и один день участковых из Высокой Горы братьев Жиленко
Когда увидел вместе всех троих – Вячеслава, Геннадия и Михаила – чернявых, крепких мужчин в самом расцвете сил, мысленно перенес их на полотно Васнецова «Богатыри». А что, неплохо! Только вместо доспехов и боевой амуниции на былинных героях – форменные бушлаты и фуражки с кокардами.
На месте Ильи Муромца уместней смотрелся бы средний брат Геннадий, который выше и внушительнее остальных. Когда во время командировки в Казань на него, стоящего в оцеплении, вдруг набросился пьяный хулиган и ударил в живот кухонным ножом, лезвие согнулось, как дешевая алюминиевая вилка! Нападавший, наверное, решил, что причиной тому бронежилет, хотя у Геннадия под рубашкой ничего лишнего, кроме «трудовой мозоли», не было.
Геннадий младше Вячеслава на два года, но по жизни они идут, что называется, ноздря в ноздрю: вместе учились в Елабужской школе милиции, в один день получили офицерские погоны, «синхронно» стали капитанами и майорами, оба работали в должности помощника дежурного РОВД. Михаил меж них младший не только по возрасту, но и по званию – капитан. Он, единственный из мужчин жиленковского клана, в армии не служил, поступив сразу после школы в Казанский социально-юридический институт. И, скорее всего, стал бы следователем, да вмешались братья: мол, понюхай сперва нашего участкового пороху, с народом пообщайся вживую, а не в кабинете. В общем, уговорили, и теперь он над ними начальник – возглавляет отдел участковых уполномоченных района.
Еще недавно по Высокой Горе ходили четыре милицейских офицера с одинаковой фамилией Жиленко. Глава семьи Михаил Михайлович сорок лет не снимал мундира, пройдя путь от сержанта до майора. Да и выйдя на пенсию, сохранил форму в прямом и переносном смысле – стал работать в частном охранном агентстве. В Казань он попал будучи призванным на воинскую службу, но в части внутренних войск ему пришлось стать поваром. Уволившись в запас, женился, стал работать в Высокогорском районе, где жили родители жены.
Профессию сыновья «срисовали» с бати, всю жизнь «протрубившего» в милиции: старшиной, участковым, главой районной инспекции по делам несовершеннолетних, начальником уголовного розыска (после того как окончил ту же, что и сыновья, милицейскую школу), старшим оперативным дежурным по РОВД.
Что есть династия? Родственное наследование профессии, мастерства. Когда речь идет о семьях артистов, ученых, ювелиров, сталеваров, наконец, передача наработанных не одним поколением профессиональных навыков и знаний хоть
- Глава семьи Михаил Михайлович сорок лет не снимал мундира, пройдя путь от сержанта до майора
Особенно хлопотно по выходным и праздникам, когда народ массово и нетрезво отдыхает. Не зря они шутят: «Праздник для нас, как для лошади свадьба – морда в цветах, а задница в мыле!» Тем не менее сыновья по мере сил приумножают отцовское наследие, не изменяя семейной ориентации (одно время их мать тоже служила в райотделе – главбухом). Сегодня суммарный фамильный стаж Жиленко в органах внутренних дел уже перевалил за 90 лет!
Встретившись с братьями в их штаб-квартире – участковом пункте полиции общественной безопасности, я для начала попросил вспомнить какой-нибудь детективный случай из практики. Отвечали, как у них заведено, по старшинству.
Вячеслав:
– Пришлось однажды всю ночь караулить в лесу разрытую могилу покойника без головы – такого не забудешь! Несколько лет назад объявился в наших краях маньяк, который нападал на женщин, насиловал, убивал. И вот вечером звонит перепуганная женщина, сообщает: на железнодорожной платформе ее только что атаковал человек с ножом – еле убежала! Вместе с опергруппой я участвовал в задержании. На допросе подозреваемый признался, что убил восемь человек в Казани и одного в Каменке – труп расчленил и закопал в лесу. Поехали на указанное им место, копнули – действительно, в земле изуродованное туловище без головы! Начало темнеть, следователи уехали, а мне, как хозяину участка, приказали стеречь могилу неизвестного трупа. Так до утра и просидел у жуткого раскопа, как Хома Брут у гроба панночки из гоголевского «Вия».
Геннадий:
– У меня тоже был случай с серийным преступником, правда, не убийцей, а магазинным «потрошителем». По району прокатилась волна ограблений торговых точек, принадлежащих Усадскому спиртзаводу. Преступник орудовал каким-то уникальным инструментом, перед которым были бессильны и сигнализация, и самые «секретные» замки. Проезжая
- Это у городского участкового рабочий день нормирован, а его сельский коллега живет по принципу: мобильник зазвонил – и ты уже на службе!
Михаил:
– Был такой фильм «Не забудь, станция Луговая». А я запомнил улицу Луговую, на которой участвовал в задержании вооруженного субъекта. В дежурную часть позвонил хозяин квартиры, у которого гостил знакомый из Казани: помогите, «гость» пьет без передышки, всех уже достал, к тому же угрожает пистолетами! Приезжаем по адресу, навстречу выходит парень с двумя «пушками» в руках! Ситуация не из приятных: незнакомец ведет себя неадекватно, что у него за оружие – тоже неизвестно (как выяснилось позже, это были ПМ и малокалиберная самоделка, приспособленная для стрельбы боевыми патронами). Минуты, что пришлось вести с ним переговоры под двумя «стволами», мне тогда показались вечностью!
…Мы разговаривали с братьями под несмолкаемую какофонию сигналов стационарного телефона на столе и персональных мобильников, номера которых растиражированы среди местного населения. Пенсионер жаловался на соседа, обложившего его матом, женщина просила «закрыть» избившего ее в очередной раз мужа-алкоголика, у кого-то из подъезда украли детскую коляску, кого-то мошенники «развели на деньги».
Ничего удивительного – такова служба «домашних полицейских»! Когда абонентам требовалась сугубо юридическая консультация, братья передавали трубку законнику Мише. На фоне этой «бытовухи» приведенные ими примеры выглядят исключениями из правил. Хотя именно с учетом их инспекторы и экипированы соответственно: табельным оружием, бронежилетами, касками, дубинками.
– Стрелять из пистолета в экстремальных ситуациях пришлось?
– Только в воздух, а на поражение ни разу, – отвечает за всех Вячеслав. – И слава богу! Мы с Геной
…Участок у него специфический, конфликтный, и поводов схватиться за оружие хоть отбавляй. В том же поселке Инеш, где живут вынужденные переселенцы, мигранты из Средней Азии, далеко не все хотят работать на земле, многие пробавляются шабашками, а то и воровством, хулиганят. У киношного Анискина тут через неделю точно бы крышу снесло!
В Поповке участковому не раз приходилось гасить конфликты между цыганами и местными жителями. В деревне Эстачи раньше располагался филиал казанской психбольницы. Когда пошли разговоры о том, что в этих зданиях разместят реабилитационный центр для наркозависимых, Вячеслав сразу же представил, чем грозит местным жителям тесное соседство с наркоманами – насмотрелся на них, когда служил на таджикско-афганской границе в составе Московского погранотряда.
– У сельских участковых, – говорит Вячеслав, – особая специфика работы: люди охотно расскажут про кражу или драку, а вот заявление не напишут. Не пристало деревенскому жителю «сдавать» соседа, даже если тот и подложил ему приличную свинью.
Этот менталитет однажды едва не стоил ему жизни. Жителю Пановки, совершившему серию дерзких краж со взломом, всякий раз удавалось уйти от ответственности – земляки не давали на него показаний. Вячеслав несколько дней провел в засаде напротив его дома, пока не уловил внутри еле заметное движение: а вдруг тот, кого он ждет, вошел с заднего хода? Не раздумывая заскочил в сени и… лоб в лоб столкнулся с хозяином, который уже занес над головой нежданного гостя топор! Ладно еще в последний момент передумал и швырнул топор на пол…
В реестре служебных обязанностей участкового, включающем 200 пунктов, подобный риск официально не прописан. От него что требуется? Внимательность, участливость, стремление вовремя прийти на помощь, умение к месту власть употребить – ведь на своем административном участке он для жителей и судья, и прокурор. Братья Жиленко считают, что участковый – от слова «участие», а вовсе не от «участок».
Правильно считают!