Душегубы и поныне рыщут по городам и весям. Полиция начеку, однако и всем нам нужна предельная осторожность
Недавно в татарстанских СМИ появились сообщения о розыске очередного серийного насильника, жертвами которого стали дети и женщины. По информации пресс-службы следственного управления СКР по РТ, в преступлениях подозревается 39-летний ранее судимый житель Казани Шутов. Поиски маньяка ведутся с 2003 года. Предполагается, что за это время он совершил более шестидесяти нападений в лифтах и подъездах. Несколькими месяцами ранее изображение фоторобота другого злодея лишило покоя многих пенсионерок преклонного возраста.
Дело в том, что серийный грабитель-убийца, представляясь работником ЖЭУ, под разными предлогами (осмотр печного отопления, газовой плиты, дымохода, сантехники и проч.) проникал в квартиры одиноких пожилых пенсионерок. Жестоко расправляясь с доверчивыми хозяйками, он изымал из старушечьих тайников ювелирные изделия и деньги.
По данным следствия, свою первую жертву, 82-летнюю жительницу Ново-Савиновского района Казани, он задушил весной 2011 года. Выйти на след преступника тогда не удалось. Переждав поисковый бум, он снова вышел на «тропу убийств». 8 марта, придя по-
здравить престарелую бабушку с Международным женским днем, ее родственники обнаружили в квартире по улице Гвардейской труп с затянутым на шее пояском от халата. Идентичный почерк преступлений, которых набралось около десятка, дал основание следствию объединить их в одно уголовное дело. Помощь в поимке убийцы оценена в миллион рублей.
На это вознаграждение могла бы рассчитывать 83-летняя жительница Советского района Казани – единственная оставшаяся в живых жертва вероломных нападений. Жестоко избив ее, душегуб забрал из серванта 30 тысяч рублей, сберкнижку и, посчитав бабулю мертвой, ретировался. К счастью, она выжила. Однако следствию ничем помочь не могла по причине… слепоты.
Ну как тут не вспомнить строчку из басни Крылова: «Уж сколько раз твердили миру, да только все не впрок». Уж сколько раз предупреждали доверчивых старушек, чтоб не открывали дверь ни смуглым гадалкам, ни подозрительным «социальным работникам», коммивояжерам, – все не впрок! Именно игнорирование элементарных правил собственной безопасности и провоцирует такого рода преступления.
Помнится, в Казани судили 23-летнего обаятельного мужчину, лишившего золотых украшений более трех десятков женщин. Действовал он примитивно, но беспроигрышно: просил какую-нибудь хорошо «упакованную» даму вызвать из квартиры его приятельницу, наплетя семь верст до небес про ревнивого мужа или мамашу-мегеру. Купившаяся на эти словеса женщина следовала за ним в подъезд, где «галантный кавалер» набрасывался на нее и под угрозой ножа срывал кольца, перстни, цепочки, сережки.
- Уж сколько раз предупреждали доверчивых старушек, чтоб не открывали дверь ни смуглым гадалкам, ни подозрительным «социальным работникам», коммивояжерам, – все не впрок!
Случаев, когда маньяк сеял страх среди слабой половины городского населения, немало. Достаточно вспомнить жуткую эпопею в Кировском районе Казани. Было это в конце 90-х годов. Неизвестный нападал сзади на женщин, руками или с помощью веревки душил жертву до полуобморочного состояния и насиловал. Жертвы потом рассказывали, что, добившись своего, молодой человек впадал в слезливую сентиментальность, изливал перед ними душу, просил прощения. Хотя только что был зверь зверем!
А в Зеленодольске таинственный неизвестный подкарауливал в парке одиноких припозднившихся женщин, оглушал сзади тяжелым предметом, после чего, уже бесчувственных, грабил. На ноги была поставлена вся городская милиция, из Казани прибыла спецгруппа опытнейших сыщиков. Сложность заключалась в отсутствии свидетельских показаний – потерпевшие после удара теряли сознание. Эксперты тщательнейшим образом проанализировали почерк преступлений: бросалось в глаза явное несоответствие между жестокостью обращения с жертвами и незначительностью похищенного – зонтик, сумочка, прочая мелочь. Уж не псих ли он? Перетрясли всех учтенных шизофреников, душевнобольных (их набралось свыше двух тысяч!). Так в сеть оперативников попал семнадцатилетний учащийся вспомогательного ПТУ. Несостоявшийся закройщик признался в своих «подвигах», а при обыске у него нашли завернутый в тряпку гвоздодер, который заменял ему дубинку.
Еще случай из прошлого. Больше месяца жители Бугульмы боялись выпускать на улицу детей – по городу бродил одержимый патологической страстью к дошкольникам педофил. Лакомствами и соблазнительными обещаниями он заманивал их в укромные местечки, где творил свои злодеяния. Последней разоблачившей его жертвой стал пятилетний мальчик, к которому на прогулке подошел незнакомый мужчина и, посулив ему шоколадку, повел в сторону ближайшего гастронома. Однако вместо магазина они оказались в полусгоревшей бане.
Домой ребенок вернулся весь в слезах и крови. Мать, раздев его, обо всем догадалась. Врачи, оказав малышу необходимую помощь, позвонили в милицию, сообщив со слов пострадавшего приметы насильника. В ходе акции «Перехват» он был задержан на железнодорожном вокзале при попытке сесть в проходящий поезд. Педофилом оказался рецидивист из Нижнекамска. На допросах он разоткровенничался и, помимо предъявленного ему обвинения, признался еще в шести не известных ранее преступлениях.
Другой извращенец отдавал предпочтение деревенским старухам. Бродя по ночам в окрестностях автограда, он выискивал дома престарелых бобылок, и, воспользовавшись моментом, проникал внутрь, насиловал и убивал хозяек. Собрав в мешки все, что считал нужным, подпускал «красного петуха», оставляя на месте преступления обугленные тела и головешки. По оставленным на снегу следам с остатками золы и пепла оперативники и вышли к стоявшей среди поля скирде. Заглянули в замаскированный лаз и поразились: внутри соломенной «пещеры» у раскаленной железной печки сидел невзрачный бородатый мужичок, отхлебывая из кружки чай с медом! Неужели этот плюгавенький «метр с кепкой» и есть тот самый ночной монстр, наводивший ужас на население окрестных деревень?
В ходе следствия выяснилось, что гражданин Самигуллин, отбыв тюремный срок за изнасилование и убийство, освободившись, вновь принялся за старое. В Татарстан попал волею случая: купил билет на поезд, но свою станцию проспал и вместо башкирского села Абдуллово очутился близ Набережных Челнов…
Но, как говорится, маньяк маньяку рознь. Многим, вероятно, памятно дело казанского «цирюльника», терроризировавшего путан с Южного шоссе. Он подсаживал их в свою иномарку, подпаивал снотворным «коктейлем», после чего давал волю своим садистским фантазиям. Как правило, жертвы приходили в себя где-нибудь в лесопосадках голыми или в изодранной одежде, с обкромсанными ножницами волосами и следами сигаретных ожогов на теле. Взятый с поличным мужчина (он подпаивал очередную «жрицу любви») оказался вполне респектабельным коммерсантом, живущим неподалеку. Свое психопатологическое поведение задержанный объяснял тем, что, дескать, выполнял обязанности «санитара» общества, очищая его от заблудших овечек. Одну из них ему пришлось убить: очнувшись раньше времени, она могла его разоблачить…
В свое время автору этих строк довелось встретиться с прокурором республики Кафилем Амировым. Попросил его прокомментировать всплеск маниакальных преступлений. Немало интересного открылось в ходе той беседы.
Оказывается, в Уголовном кодексе понятия «маньяк» как такового нет. Как нет и официальной статистики на этот счет: никто не скажет, сколько их состоит на учете и сколько – на подходе. В нашем представлении маньяк – это человек, совершивший неоднократные убийства или преступления сексуального характера. На самом деле это куда более широкое понятие. Юристы-практики вкладывают в него прежде всего те или иные явно выраженные патологические, психологические отклонения. Человека безудержно тянет к повторению изощренных преступлений, он всякий раз получает удовольствие от процесса медленного умерщвления, агонии жертвы, его возбуждает вид крови…
- Если человек совершил «нетипичное», вызывающее особую настороженность преступление, он должен автоматически попасть в зону повышенного внимания полиции
Главная задача заключается в раннем выявлении лиц, склонных к подобным деяниям. Если человек совершил «нетипичное», вызывающее особую настороженность преступление, он должен автоматически попасть в зону повышенного внимания полиции: какой по счету этот эпизод – первый или двадцать первый? Хорошо, если первый, тогда не поздно принять соответствующие меры – изоляция или доступное лечение, домашний или социальный контроль. Тем самым можно предотвратить повтор аномальных преступлений. Это касается и профилактики «ранних выявлений».
Взять того же бугульминского педофила. В общей сложности он 18 лет провел за решеткой – пять раз был осужден за сексуальные действия с детьми и подростками. Но неужели никто не придал значения тому факту, что на свободу он выходит лишь затем, чтобы удовлетвориться очередной невинной жертвой?
Или случай с «сентиментальным» казанцем. Из благополучной семьи, побеждал на школьных олимпиадах, спортсмен, окончил инженерно-строительный вуз. Впервые надругался над женщиной в неполные семнадцать лет, подкараулив ее на пустыре. Тогда он отделался условным наказанием – судья внял многочисленным положительным характеристикам юного сластолюбца. Ни правоохранителей, ни психологов не насторожила подозрительная нравственная переориентация молодого человека. И вот перед нами законченный маньяк!
К сожалению, в этой области «белых пятен» пока больше, чем сколько-нибудь серьезных наработок. А поскольку нет фундаментальных исследований, то и меры, применяемые в уголовном и правовом плане, разрозненны, несогласованны, противоречивы.
Помнится, в качестве примера прокурор республики сослался на статью в новом Уголовном кодексе РФ, по которой при назначении наказания опасному рецидивисту учитываются число, характер, степень тяжести ранее совершенных преступлений. В то же время оговаривается, что если преступление совершил человек вроде бы нормальный, но в силу особенностей своего психологического статуса отстающий в развитии, он может рассчитывать на снисхождение. Казалось бы, при рецидиве наказание следует отягчать, а не наоборот. И это далеко не единственное противоречие.
Трудная раскрываемость «маньячных» преступлений побуждает работников правоохранительных органов использовать весь арсенал средств, имеющихся в их распоряжении. Упор при этом делается на аналитику. Так, все убийства «раскладываются» по мотивам, почерку. Важно выявить характерные черты, которые помогли бы выйти на серийного преступника. Это кропотливый, зачастую напрасный труд, но именно такой анализ всех случаев, связанных с пропавшими без вести людьми, помог еще в середине 80-х изолировать дачного людоеда Суклетина.
Как же избежать «контакта» с маньяком? Рецепт один – быть бдительными! И ни в коем случае не провоцировать нападение. Есть такая наука виктимология, изучающая, как поведение жертвы способствует совершению преступления. Хорошо бы постичь ее с раннего возраста – ведь опасности в основном подвергаются именно дети. Школьный курс ОБЖ приближен к условиям глобальных угроз: войн, катастроф, стихийных бедствий. Полезно было бы знакомить учащихся и с азами бытовой самозащиты: не заходить в лифт с незнакомым попутчиком, не соблазняться на угощения и заманчивые предложения, не открывать дверь на звонки незнакомых людей.
Впрочем, эта «азбука» не помешала бы и взрослым.