В специфике такого жанра, как журналистское расследование, разбирались на семинаре представители республиканских СМИ, специализирующиеся на антикоррупционной тематике. Семинар с участием специалистов организовало Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям.
Подобное мероприятие месяц назад уже проходило в стенах агентства. Тогда в числе прочих своих претензий журналисты высказали недовольство закрытостью судов. На этот раз организаторы предоставили журналистам возможность задать вопросы начальнику Управления Аппарата Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Марсу Бадрутдинову, первому заместителю председателя Верховного суда РТ Рамилю Шарифуллину и заместителю председателя Арбитражного суда РТ Юсуфу Сахапову. В качестве специалиста по журналистским расследованиям был приглашен известный тележурналист, автор и ведущий программы «Момент истины» Андрей Караулов.
Московский гость в качестве примера удачного журналистского расследования презентовал свой новый телесюжет. Впрочем, татарстанских журналистов больше интересовали не столичные политические интриги, а дела местного значения. В частности, у Рамиля Шарифуллина, являющегося еще и председателем судебной коллегии по уголовным делам, поинтересовались его отношением к процессу над бывшим судьей Эдуардом Солдатовым. Пьяный Солдатов сбил насмерть на своем внедорожнике парня, во время расследования родители получили от виновного 1,5 млн. рублей, и дело было закрыто «за примирением сторон».
Представитель Верховного суда РТ сказал по этому поводу следующее: «Прокуратура заявила, что это дело она внесет на кассационное представление. Соответственно, оно нами будет рассмотрено в кассационном порядке. Как только будет решение, мы его обязательно опубликуем на сайте. Здесь вопрос возникает между частным и общественным. Но для судейского сообщества эта история – настоящая трагедия».
Позже Рамиль Шарифуллин добавил, что в настоящее время в Госдуме обсуждается законопроект, предусматривающий отмену такой нормы, как примирение сторон в делах определенной категории. Даже если потерпевший согласен простить обвиняемого, суд обязан будет рассмотреть дело.
Еще один вопрос касался дела пойманного на взятке экс-главы Верхнеуслонского района Александра Тимофеева. А именно – какова вероятность того, что чиновник получит реальный срок?
Напомним, сейчас Уголовный кодекс предусматривает наказание взяточнику в виде штрафа, кратного размеру взятки. Рамиль Шарифуллин вновь пояснил журналистам: «В отношении этого человека дело возбуждено. Проводится предварительное расследование. Раньше мы при разбое, убийстве, при взятке назначали наказание – лишение свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества. Но в настоящее время конфискация как дополнительное наказание исключено из Уголовного кодекса, конфискуются лишь предметы, которые добыты преступным путем, а это доказать крайне трудно».
В завершение семинара представители Фемиды выразили полную готовность к сотрудничеству со СМИ, заметив, что сегодня открытость судов из области обсуждений вышла в практическую плоскость. «Открытость у нас такая, что ее уже сравнивают с открытостью европейских судов», – констатировал первый заместитель председателя Верховного суда РТ Рамиль Шарифуллин.