“Криминальный полицейский” – не профессия, а образ жизни

Заместитель начальника службы криминальной милиции МВД Татарстана Анатолий ИГНАТЬЕВ на “прямую связь” с нашими читателями явился по-военному пунктуально.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Заместитель начальника службы криминальной милиции МВД Татарстана Анатолий ИГНАТЬЕВ на “прямую связь” с нашими читателями явился по-военному пунктуально. И первый звонок не заставил его ждать.


– Полковник милиции Игнатьев, слушаю вас.


– Говорят, будто республиканская служба криминальной милиции переходит в прямое федеральное подчинение. Может ли это негативно сказаться на состоянии борьбы с преступностью в Татарстане? – задает вопрос казанский бизнесмен Валерий Казаров.


– Считаю, что ваши опасения необоснованы. Служба криминальной милиции как входила, так и будет входить в состав МВД Татарстана.


Комитет федеральной криминальной милиции (КФКМ) образован согласно указу Президента Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с декабрьским 2000 года приказом министра внутренних дел России создаются окружные и региональные подразделения ФКМ, то есть структура имеет четкую вертикаль.


На комитеты ФКМ возложена ответственность за выявление и пресечение особо тяжких преступлений, связанных с организованной преступностью и коррупцией. Думаю, что с их появлением результативнее будет раскрываемость таких видов преступлений, как бандитизм, организация преступного сообщества, захват заложников и некоторые другие.


К тому же улучшится связь по линии “регион – центр”. Создаваемые структуры имеют статус федеральных, станут работать в прямой связке непосредственно с центральным аппаратом МВД России. А это приведет к лучшему взаимодействию с центром, к примеру, в части обмена информацией. Комитеты будут работать с базами данных и МВД России, и федеральных округов, и регионов, а это большое подспорье в нашей работе.


При раскрытии особо тяжких преступлений часто сталкиваешься с их межрегиональным характером. Если вопрос касается терроризма или незаконных вооруженных формирований, то обращаться в другие регионы (допустим, в Чечню, Дагестан) проще, имея федеральный статус.


– Из каких же подразделений будет состоять новая структура?


– Под юрисдикцию Комитета федеральной криминальной милиции попадают пять управлений: по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, управление собственной безопасности, управление оперативно-технических мероприятий, оперативно-поисковое и подразделение по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. Помимо КФКМ МВД России будут образованы комитеты ФКМ в федеральных округах.


– Изменился ли уровень преступности в Татарстане в 2000 году по сравнению с предыдущим годом? – спрашивает Алексей Макаров из Казани.


– В республике за прошлый год, в отличие от 1999 года, в целом отмечается снижение преступности почти на три процента. Отрадно, что сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, в частности умышленных убийств – на 8,6 процента. Если в позапрошлом году в республике было зарегистрировано около сорока пяти тысяч преступлений против собственности (в том числе и квартирных краж), то в прошедшем – на пять тысяч меньше.


По итогам 2000 года, в среднем на шесть процентов повысилась общая раскрываемость преступлений (77,5 процента против 71,4 – в 1999 году). Более чем на шесть процентов стали лучше раскрываться тяжкие и особо тяжкие преступления, на два – убийства, на шесть процентов – кражи. По результатам работы за девять месяцев прошлого года Татарстан вошел в число регионов, получивших положительную оценку на коллегии МВД России.


– А какие проблемы прежде всего заботят криминальную милицию?


– Хотелось бы иметь более благоприятную картину по кражам автомототранспорта. Наблюдается рост числа бытовых убийств и преступлений на почве пьянства. Но эта проблема имеет глубокие социальные корни – накладывают отпечаток и безработица, и снижение материального уровня отдельных слоев населения, и наркомания. К примеру, в Набережных Челнах более семидесяти процентов имущественных преступлений совершаются наркоманами. Бывают случаи, когда они подвергают опасности жизнь и здоровье людей лишь для того, чтобы завладеть телевизором или какой-либо вещью. Купить дозу – в этом смысл их существования.


В прошлом году зафиксировано больше преступлений, связанных с мошенничеством. Люди, став жертвами преступников, чаще идут в милицию, что говорит и о росте доверия к правоохранительным органам.


– И все-таки, каким образом удалось снизить уровень преступности и повысить раскрываемость? – продолжает интересоваться казанец А.Макаров.


– В 2000 году по указанию министра внутренних дел Татарстана Асгата Сафарова принят ряд программ, в частности по предупреждению имущественных преступлений. В них детально проработаны вопросы профилактики преступлений, расширения деятельности вневедомственной охраны и другие. Сейчас мы вплотную занимаемся улучшением работы участковых милиционеров, профилактики наркомании. Недавно Правительством Татарстана в рамках республиканской программы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту принято решение о создании пятнадцати реабилитационных центров для наркоманов. Для этого требуются достаточно большие средства, подготовка высококвалифицированных специалистов. Вопрос находится под личным контролем Президента Татарстана.


– Меня очень волнует ситуация с угонами автомашин. Когда же наконец вы сумеете обуздать таких преступников? – интересуется Фирдауса Кашапова.


– Работа в этом направлении не ослабевает. Недавно удалось задержать устойчивую преступную группу угонщиков. Банда была хорошо организована и технически оснащена, каждый ее участник выполнял строго определенную роль. Задержанные признались в краже сорока пяти автомашин. Но, по нашим данным, на их совести не менее ста единиц автомототранспорта.


Кроме того, в ходе следствия выяснилось, что двоих из этой группы жажда наживы подвигла на еще более тяжкое преступление – они убили девушку, работавшую моделью в агентстве “Лариса”. Парни случайно увидели у нее в сумочке девятьсот долларов. Преступники ввели своей жертве повышенную дозу наркотиков. Когда девушка потеряла сознание, задушили ее, а труп закопали в лесопосадке.


– Вас беспокоит студент второго курса Казанского государственного технического университета. Я живу в Кировском районе Казани на улице Юго-Западной. Мне хотелось бы узнать, нашли ли бандитов, причастных к нашумевшему убийству на этой улице, совершенному 6 сентября прошлого года? И что там все же произошло?


– Нами были задержаны трое нигде не работающих жителей Казани. Оперативники разыскали их в селе Дигитли, что в Мамадышском районе. В ходе оперативно-розыскных мероприятий выяснилось – эта криминальная троица из-за неприязненных отношений к одному из своих знакомых решила с ним разобраться. Ворвавшись к нему домой, злоумышленники прострелили жертве предплечье, а затем добили выстрелом в затылок. Огнестрельные ранения получили и трое его друзей, одного из которых врачам удалось спасти. Преступники дали признательные показания и скоро предстанут перед судом.


– Скажите, пожалуйста, что было похищено во время недавней кражи в Богоявленском соборе? – следующий звонок от прихожанки этого казанского храма Любови Тарковой.


– В общем-то, ничего ценного. Действовали непрофессионалы – они украли цепочки, крестики и прочие недорогие изделия, продававшиеся в церковной лавке. Иконы и другая соборная утварь остались на месте. Уже непосредственно перед закрытием собора туда явились подозрительные мужчины. Их заметила служительница церкви, которая является и продавцом культовых товаров. Хулиганы купили свечки, поставили их, а потом, дождавшись, когда храм опустеет, закрыли женщину в подсобном помещении и обокрали лавку. У нас есть круг подозреваемых по этому делу. Уверен, что в ближайшее время преступление будет раскрыто.


Сегодня мы активно предлагаем как физическим лицам, так и организациям, в том числе и культовым, заключать договоры на вневедомственную охрану, чтобы максимально снизить риск кражи имущества и предметов, имеющих историко-культурную ценность.


– На проводе Алексей Макаров. Звоню из Елабуги. Хочу спросить: не будет ли массового оттока кадров из милиции в связи с предстоящей отменой некоторых льгот (например, бесплатного проезда) работникам МВД?


– По этому поводу я вот что скажу: наши сотрудники испытывают много трудностей, работают порой по 24 часа в сутки и часто без выходных. Так что те люди, которые случайно оказались в органах внутренних дел, уже давно покинули наши ряды. Поэтому отмена льгот для настоящего оперативника факт сам по себе, конечно же, неприятный, но не смертельный. Ребята работают с таким энтузиазмом, что иногда кажется: перестали бы им выдавать зарплату, так они и за консервы трудились бы. Как говорится, за державу обидно…


Анатолий Иванович Игнатьев уже поднялся из-за стола, когда раздался последний звонок.


– Хочу работать в криминальной милиции. Что для этого нужно? – Вопрос, прозвучавший из девичьих уст, несколько удивил присутствующих.


– Обостренное чувство справедливости, интеллект, готовность работать, если будет необходимость, круглосуточно. И, естественно, нужно иметь отменное физическое здоровье. Так что если чувствуете, что обладаете всеми этими качествами, обращайтесь в управление кадров МВД – добро пожаловать в органы.


Радик МУЛЛАХМЕТОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще