Настоящим «приветом» из 90-х годов стали недавние громкие нападения на предпринимателей, со всей присущей тому времени бандитской атрибутикой — маски-шапочки, ряженые в полицейскую форму налетчики, боевые ТТ…
ПРИВЕТ ИЗ ДЕВЯНОСТЫХ!
Впервые налетчики заявили о себе в марте 2013 года, напав на заместителя директора крупной сети по продаже парфюмерии и косметики и отобрав у него 800 тысяч рублей. Мужчина лично инкассировал все торговые точки, а деньги под конец дня сдавал в банк. Возле банка на улице Гвардейской его и прижали: подошли двое крепких мужчин и представились сотрудниками уголовного розыска. Секундное замешательство, удар в лицо – все, сумка с деньгами исчезла вместе с налетчиками.
Оперативно установить личности нападавших тогда не удалось. Единственная наружная камера видеонаблюдения не помогла — буквально за несколько минут до нападения сектор обзора загородила «Газель»…
В ноябре того же года на улице Солдатской налетчики напали на курьера, перевозившего около трех миллионов рублей. Затем они проявили себя в июне 2014 года, совершив сразу два нападения. В одном случае жертвой разбойников также стал курьер, в другом — женщина-предприниматель на производственной базе на улице Журналистов.
Как рассказали в МВД Татарстана, оперативники Управления уголовного розыска сразу поняли, что имеют дело с серией разбоев, за которыми стоит одна и та же вооруженная группа, действующая дерзко и скрупулезно планирующая все налеты, зачастую «работающая» под видом оперативников.
ВСПОМНИЛИ СТАРОЕ
Оперативники из отдела по раскрытию грабежей и разбоев угрозыска МВД по РТ, прорабатывая картотеку, наткнулись на дело, где разбойники действовали как под копирку с нынешними.
В январе 2004 года некто Александр Хоменко напал на одного казанского коммерсанта прямо в его квартире. Тогда нападавший тоже был в форме сотрудника милиции. Он же «засветился» и при налете на один казанский склад. За ту серию разбоев Александр Хоменко получил по суду 18 лет лишения свободы, из которых отсидел 12, после чего вышел на свободу условно-досрочно.
Само собой, Хоменко взяли в разработку, однако никаких прямых доказательств его преступной деятельности после освобождения не было. Покинув колонию, 41-летний мужчина устроился на работу сборщиком мебели и зажил, казалось, неприметной скучной жизнью.
Тем не менее довольно скоро к оперативникам начала поступать информация, прямо это опровергающая. По словам соседей Хоменко, в его семье появилось две машины, в квартире затеяли грандиозный ремонт, к тому же членов семьи подозреваемого все чаще стали видеть в обновках, хотя во время отсидки главы семейства его жена и дети жили более чем скромно.
Наконец, предположение оперативников подтвердилось – Хоменко сколотил новую «бригаду» и взялся за старое. Но для железной доказательственной базы в суде аргументов было маловато. Была разработана комбинация, благодаря которой оперативникам удалось максимально близко подобраться к своему «клиенту» – появилась возможность быть в курсе всех планов налетчиков. Хоменко решено было брать с поличным во время очередного нападения.
К тому времени полицейские уже установили круг ближайших знакомых подозреваемого – все в возрасте от 36 до 45 лет. Двое из его приятелей, с которыми он чаще всего общался после освобождения, оказались криминальными знакомыми еще с 90-х годов. Причем один из них едва не загремел за решетку вместе с Хоменко еще в 2004 году по обвинению в разбоях. Однако тогда главный фигурант дела фактически взял всю вину на себя.
Еще двое – практически случайные люди, захотевшие больших и легких денег. Один из них перебивался случайными заработками на стройках, второй всю сознательную жизнь вращался в околокриминальных компаниях на Высокой Горе.
Во время разработки операции по задержанию налетчиков полицейские и поняли, что основным двигателем и мозговым центром банды был именно Хоменко. Планы нападений, пути отхода, оптимальный маршрут перемещения по городу, средства связи, оружие – всем этим он занимался лично.
К примеру, подозреваемый мог несколько дней подряд гонять своих подчиненных по разным районам Казани только лишь затем, чтобы засечь время, необходимое для ухода после налета. Он расставлял наблюдателей на различных перекрестках, а потом, проезжая мимо них по нескольку раз в день, просил определить возможную слежку. Кстати, оперативники выяснили, что во время самого первого разбоя в марте 2013 года «Газель» перегородила сектор обзора уличной камеры отнюдь не случайно – это была четко спланированная операция.
ПРОРВАТЬСЯ СО СТРЕЛЬБОЙ НЕ УДАЛОСЬ
Брать налетчиков было решено 24 сентября 2014 года во время нападения на производственную базу на улице Голубятникова. Очередной жертвой должен был стать водитель коммерческого предприятия, перевозивший выручку от торговых представителей – 2,8 млн рублей.
Полицейским, учитывая богатый криминальный опыт подозреваемого и его бандитское чутье, пришлось действовать максимально конспиративно. Группе захвата, включая оперативников уголовного розыска и бойцов СОБР, необходимо было разместиться так, чтобы ни единой деталью себя не обнаружить.
В день совершения преступления трое участников банды заранее подъехали на базу и припарковались так, чтобы отрезать жертве пути отступления. Хоменко следил за перемещением объекта и координировал действия своих подельников по рации. Команда на захват прозвучала после того, как один из нападавших в маске и форме сотрудника спецподразделения полиции, угрожая пистолетом, отобрал у курьера сумку с деньгами.
Увидев бойцов СОБР, один из нападавших открыл стрельбу и попытался прорваться на машине. Но, невзирая на вооруженное сопротивление, все четверо были задержаны. При них были обнаружены пистолеты ПМ и ТТ, охотничий нож, электрошокер. Кстати, во время следствия Хоменко выдал полицейским еще один пистолет – наградной ТТ, принадлежавший в свое время сотруднику НКВД СССР…
Поняв, что выкрутиться не удастся, Хоменко полностью признал вину и заключил досудебное соглашение. Позже он, человек рассудительный и предельно сдержанный, признался полицейским, что поначалу был шокирован задержанием — настолько не ожидал, что его переиграют.
Изначально уголовное дело было возбуждено по ст.162 УК РФ – разбой. Позже задержанным были предъявлены обвинения в незаконном обороте оружия и бандитизме. А затем еще и в мошенничестве — выяснилось, что 22 ноября 2013 года обвиняемые, забрав почти 3 млн рублей, инсценировали нападение на курьера, который тоже входил в банду.
Учитывая заключение досудебного соглашения Александром Хоменко, его дело было выделено в отдельное производство. Приговором Верховного суда Татарстана 27 августа 2015 года Хоменко был признан виновным в содеянном и приговорен к 11 годам колонии особого режима с последующим ограничением свободы сроком на один год.
Уголовное дело в отношении предполагаемых сообщников Хоменко в настоящее время находится на рассмотрении в Верховном суде РТ.