“В центре экономической и социальной политики республики находятся интересы человека, – отметил Минтимер Шаймиев в своем ежегодном послании Государственному Совету РТ, прозвучавшем 28 февраля на пленарной сессии Госсовета. – Повышение условий, качества жизни жителей Татарстана является само по себе ценностью…”
В первом материале новой рубрики (“РТ” от 26 апреля) мы говорили о политических приоритетах руководства республики. Сегодня с и.о. вице-премьера РТ Владимиром ШВЕЦОВЫМ ведем разговор о социальной политике, то есть о том, что Президент отнес к новым стандартам жизни.
Стратегия жилищного строительства
– Владимир Александрович, направлениям жилищной политики Президент отвел в своем послании достойное место. Из документа следует: все предыдущие и последующие годы решение жилищных проблем было и остается одним из приоритетных направлений деятельности Правительства. Можно ли наглядно показать, что это так?
– Конечно. Цифры говорят сами за себя. По объему вводимого жилья последние пять лет Татарстан держится примерно на одном уровне: ежегодно его сдается около полутора миллионов квадратных метров. И по абсолютному показателю 2000 года республика находится на третьем месте по Российской Федерации – после Москвы и Московской области. А по показателю строящегося жилья на душу населения пальму первенства держит Белгород, на втором месте – Татарстан.
Хотя обеспеченность капитальным жильем населения республики за десять лет выросла с 16,1 до 18,5 квадратного метра на одного человека, потребность в нем остается высокой. Растет доля индивидуального жилищного строительства – по итогам прошлого года она составила почти половину от общего объема. И около двадцати процентов введенного жилья – это квартиры, построенные по Программе ликвидации ветхого жилого фонда в Республике Татарстан.
С начала ее реализации, с 1996 года, двадцать пять тысяч семей татарстанцев покинули трущобы, из них около двадцати тысяч – казанские семьи. В общем, задача, поставленная Президентом перед Правительством республики, выполняется. И к 2004 году мы должны полностью завершить программу, переселив в общей сложности сорок шесть тысяч семей, из них почти тридцать две тысячи – в Казани.
В этом году планируется построить также не меньше полутора миллионов квадратных метров жилья. А по антитрущобной программе переселить шесть тысяч семей.
– В принципе, то, что развернуто широкомасштабное новое строительство, видно каждому татарстанцу. Но Минтимер Шаймиев недоволен состоянием исторического центра Казани – трущобы-то снесли, а территории по-прежнему пустуют…
– В этом году уже реально приступаем к реконструкции центра столицы. Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте республики выделяет семнадцать миллионов рублей – специально для расчистки этой части города от “трущобного” мусора. Предусмотрены средства и для проектирования новых объектов, которые должны появиться на тысяче семистах гектарах освобожденной земли. Плюс кредиты Всемирного банка реконструкции и развития – около одиннадцати миллионов долларов – направляются на инженерную подготовку территории квартала “Б”, ограниченного улицами Свердлова, Островского, Айдинова и Эсперанто.
– Кроме антитрущобной программы, Президент акцентирует внимание и на поддержке строительства индивидуального жилья, то есть на республиканской программе “Свой дом”. В чем ее значимость?
– Для государства индивидуальные застройщики – самые выгодные жители, поскольку все потребляемые ресурсы (газ, освещение, отопление и прочие) оплачивают на сто процентов, то есть не “напрягают” бюджет. Чтобы помочь людям достроить дома и тем самым увеличить жилищный фонд республики, еще в 1998 году Правительство приняло программу “Свой дом”. Государство взяло на себя заботу по обеспечению поселков индивидуальной застройки водой, газом, автомобильными дорогами, электрическими сетями. Это позволило резко увеличить ввод индивидуальных строений, а также расширить рынок вторичного жилья.
Но и в настоящее время в Татарстане более трех миллионов квадратных метров незавершенного строительства индивидуального жилья. Поэтому реализация программы будет продолжена и в этом году.
От “вчерашнего дня” уходим
– Глава республики в своем послании говорит о необходимости снижения стоимости строительства жилья. И в качестве способов решения этого вопроса предлагает надстраивать дома дополнительными этажами, в том числе и мансардными. А также использовать метод блокированной застройки. В таких случаях “расходы не обременяются ни строительством дорог, ни строительством объектов соцкультбыта”, считает Президент. Есть ли сегодня примеры этого?
– В проекте квартала “Б” имеются блокированные дома. А что касается мансардного строительства, то данный способ мы изучали в Москве и Подмосковье. В итоге надстроенные дополнительными этажами и мансардами жилые здания появились в Нурлате, Альметьевске, Казани. Действительно, это очень выгодно – нет расходов на создание обслуживающей инфраструктуры.
По сравнению со всеми соседними регионами, кроме Удмуртии, у нас самая низкая себестоимость строительства. Планируем, что в этом году ввод одного квадратного метра жилья обойдется в среднем в 6,5 тысячи рублей.
– А вообще каким проектам отдается предпочтение при строительстве жилых объектов?
– Типовые проекты крупнопанельного домостроения – это уже вчерашний день. И по программе ветхого жилья 2001 года сорок процентов домов будут строиться из кирпича, так как срок службы кирпичных домов больше и спрос на них выше. Кроме того, набираемся опыта возведения экономически выгодных и прочных монолитных зданий. Раньше мы этим не занимались, поэтому были вынуждены обратиться за помощью к турецким строителям. Но сегодня появляются и татарстанские фирмы, освоившие технологию монолитного домостроения.
– Помнится, Минтимер Шарипович критиковал проектировщиков и строителей за открытые балконы, придающие зданиям неэстетичный вид…
– Было дело. Но недавно вышло постановление Кабинета Министров, как раз касающееся эстетической архитектуры объектов, в том числе и лоджий. Принято решение, что начиная с этого года все дома будут строиться с застекленными лоджиями и балконами.
Дорог много не бывает
– Дороги всегда были головной болью любого правительства. “Соединение каждого населенного пункта дорогами с улучшенным твердым покрытием остается одним из приоритетных направлений социальной программы”, – констатирует М.Ш.Шаймиев в своем послании. Владимир Александрович, так что же происходит на этом фронте?
– По количеству дорог с твердым покрытием Татарстан сильно уступает своим соседям. Так сложилось. К примеру, в 1980 году республика не попала в федеральную программу “Дороги Нечерноземья”. Тогда все соседние регионы получили от центра достаточно техники и средств, чтобы хорошо поработать над развитием дорожной сети.
А у нас на сегодняшний день из 3100 населенных пунктов 1875 не имеют автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием. В настоящее время восемьдесят процентов центральных усадеб сельхозпредприятий соединены такими дорогами с районными центрами. Однако из почти 1200 усадеб двести пятьдесят пока остаются без нормальных дорог. Так что в этом направлении предстоит еще много трудиться. Поэтому мы разработали программу развития дорожного хозяйства республики в 2001-2005 годах.
В настоящее время готовится российская программа развития сети федеральных дорог, которая должна быть принята в середине текущего года, причем на перспективу – до 2005, 2010 и даже 2020 года. Из двадцати двух тысяч километров дорог, проходящих по территории нашей республики, федерального значения – тысяча километров.
Раньше наши эксплуатационники были заняты большей частью развитием дорожной стройиндустрии, поскольку дорог было мало. Но в последние четыре года все-таки удавалось ежегодно вводить порядка семисот километров новых асфальтобетонных дорог. Причем дорожно-строительные подрядные организации технически хорошо оснащены, так что могут строить на качественном, современном уровне. Поэтому сейчас делаем крен в сторону грамотного содержания и эксплуатации дорог, чтобы повысить их долговечность.
– Один из элементов автомобильных дорог – это мостовые сооружения. Как обстоят дела с ними?
– В республике достаточно сильные мостоотряды, что позволяет строить и такое уникальное сооружение, как мостовой переход через Каму в районе Сорочьих Гор – Мурзихи.
Но здесь возникли проблемы с источниками финансирования. Во-первых, после приведения в соответствие местного законодательства с российским деньги татарстанского Дорожного фонда были консолидированы в республиканский бюджет. Во-вторых, сократился налог за пользование дорогами, поступающий в федеральный Дорожный фонд. То есть мы сразу потеряли сорок процентов целевых средств.
Сегодня Правительство Касьянова рассматривает вопрос об отмене целевого налога. Если такое произойдет, то все дорожное хозяйство страны будет пребывать в трауре. Ежегодно автомобильный парк пополняется на десять-одиннадцать процентов. Представьте, что при таком приросте прекратится строительство дорог…
Однако не будем о грустном, покуда программа развития дорожного хозяйства Татарстана все-таки существует.
– А каково участие центра в финансировании реконструкции и ввода новых участков дорог федерального значения, к примеру, трасс Казань – Набережные Челны – Уфа, Казань – Ульяновск?
– Пока минимальное. Выделенных средств хватает только на их содержание, да и то – по самым низким стандартам.
Принято решение финансировать на паритетных началах с Россией строительство моста через Каму. “Росавтодор” обещал выделить на этот проект в 2001 году пятьсот миллионов рублей. Надеемся и ждем.
– Президент сообщил, что в планах руководства республики – открыть первую очередь моста к 2002 году. Успеете?
– Успеем, если действительно Россия и Татарстан перечислят на это дело по пятьсот миллионов. Эти средства позволили бы уложиться в график строительства и ввести первую очередь мостового перехода в намеченный срок – технических и технологических проблем нет. Ширина моста – двадцать три метра, длина – четырнадцать километров. Пока нужно открыть движение на ширине одиннадцать метров – не лучший вариант, но, во всяком случае, отпадет надобность в паромной переправе.
– Скажите, стало ли эффективным разделение в последние годы в дорожном хозяйстве республики функций заказчика и подрядчика (по сути, – создание своего Дорожного фонда)?
– Мы одними из первых занялись разделением этих функций. И имели возможность самим управлять налоговыми потоками. В общем-то результат налицо: если вся Российская Федерация строила ежегодно всего 5300 километров дорог, то один Татарстан – семьсот. Посмотрим, что нам даст вхождение в единое с Россией налоговое поле…
“Безлошадными” не останемся
– В декабре прошлого года принята республиканская программа развития транспортного комплекса на 2001-2005 годы. В своем докладе Госсовету Минтимер Шаймиев сказал, что только “в 2000 году для обновления подвижного состава на предприятиях транспорта было израсходовано семьсот миллионов рублей”. Расшифруйте – на что конкретно?
– Приобретение подвижного состава – это только часть программы. Реально в прошлом году удалось сделать как никогда многое. Приобрели четыре электрички, заменили вагоны состава фирменного поезда “Татарстан”. В 2000 году Ликинский автобусный завод выпустил девятьсот пятьдесят один автобус (до этого – всего сто семьдесят шесть), из них двести сорок шесть купила республика. Приобретались машины Павловского автобусного завода. В этом году закупили уже сто “ЛиАЗов” и триста “ПАЗов”.
Помимо этого шестьсот миллионов рублей вложено в реконструкцию Казанского аэропорта. В аварийном состоянии находилась причальная стена грузового отделения речного порта Казани, требовал капитального ремонта и пассажирский причал. К сегодняшнему дню здесь завершена большая часть работ. Кроме того, в Татарстане никогда не было собственных пассажирских теплоходов – появились “Константин Циолковский”, “Павел Миронов”, “Борис Полевой”. После разделения Волжского речного пароходства республике не досталось ни одного судна, поэтому теплоходы такого типа приходилось арендовать у Нижнего Новгорода.
Строим железнодорожные вокзалы, например, в августе намечена сдача Арского вокзала. И так далее.
Весь комплекс мероприятий расписан в транспортной программе по годам. И помимо использования бюджетных средств, мы рассчитываем на инвестиции со стороны федерального центра и предпринимательских структур.
– Растет количество частных автобусов. И во многих российских городах практически отданы им на откуп городские, пригородные, а зачастую и междугородные маршруты. Получается, идет процесс вытеснения государственных автопредприятий?
– Крупные государственные автохозяйства обязательно имеют право на жизнь. Сегодня частник работает, пока ему выгодно, а случись какая-либо заминка – он может не выехать на трассу. То есть сам себе хозяин. А людям нужна стабильность. Поэтому основная часть перевозок должна осуществляться госпредприятиями, поддержка которых также предусмотрена программой развития транспортного комплекса.
– “Под особым контролем будет находиться и строительство метрополитена в Казани, первая очередь которого должна быть пущена к 1000-летию города”, – говорится в президентском послании. При нынешних темпах работ реально ли выполнить этот наказ?
– До первого января этого года на строительство метрополитена выделено пятьсот миллионов рублей, из которых лишь двадцать процентов – средства федерального бюджета, остальное – республиканского. Хотя изначально стройка должна была финансироваться на паритетных началах с Россией. В этом году предусмотрено израсходовать двести один миллион из российской казны, сто сорок восемь – из татарстанской. И за счет дополнительных источников необходимо найти еще шестьсот пятьдесят миллионов рублей.
Но, запустив механизм, останавливать его на полпути мы не намерены. Самое страшное позади – все тоннелепроходческое оборудование в наличии, собственная производственная база по выпуску деталей обделки тоннеля (причем очень высокого качества) имеется, коллектив проходчиков сформировался.
Так что к тысячелетию Казани первая линия метро будет запущена.
Интервью взяла