Что мы знаем о депутатах?

О “начинке” депутатской работы корреспондент “РТ” беседует с депутатом Госсовета Республики Татарстан, председателем Комитета по законности и правопорядку, кандидатом юридических наук Шакиром Ягудиным.

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

Общество далеко не безразлично к работе тех, кому доверило депутатский мандат, а иными словами, полномочия защищать и представлять наши рядовые интересы в самой демократичной ветви государственной власти – законодательной. К примеру, читатели “РТ”, внимательно отслеживающие недавние перемены в республиканском парламенте, интересуются: какие законодательные права и обязанности есть у депутатов? И наоборот: насколько отчетливо представляют себе свою деятельность сами народные избранники?


О “начинке” депутатской работы корреспондент “РТ” беседует с депутатом Госсовета Республики Татарстан, председателем Комитета по законности и правопорядку, кандидатом юридических наук Шакиром Ягудиным.

– Шакир Шахмедович, по каким законам, образно говоря, живет и работает парламент республики – постоянно действующий высший представительный и законодательный орган государственной власти Татарстана – Государственный Совет?

– Если говорить официальным языком, то правовое регулирование деятельности депутата Госсовета определяется Конституцией Республики Татарстан, федеральными законами и законами Татарстана. Среди федеральных законов в качестве основного можно выделить Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”. Среди республиканских законов – законы “О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан” и “О комитетах Государственного Совета Республики Татарстан”, иные нормативные правовые акты, например, Указ Президента Республики Татарстан “Об утверждении Сводного перечня государственных должностей Республики Татарстан”. Состоит Госсовет из ста депутатов. Из них 20 работают в парламенте на постоянной профессиональной основе. Независимо от порядка избрания и формы депутатской деятельности все сто народных избранников обладают единым статусом депутата Госсовета и являются представителями народа. Вообще, формы деятельности депутата многообразны. Я, кстати, считаю, что в этом вопросе общество уже подошло к тому, что лучшего инструмента для выражения мнения населения, чем парламент, то есть представительный орган, не придумано. В принципе, это мировая практика. Другое дело, что мы тоже ее должны развивать. На это нацеливает и Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев, который ставит перед депутатским корпусом задачу активнее работать во всех направлениях, в частности, с федеральным центром.

– Недавно, выступая на семинаре, организованном для депутатов нового состава Госсовета, вы упомянули такие термины, как “императивный” и “свободный” мандаты. Чем они важны в деятельности законодательного органа?

– Прежде всего, это актуально для обратной связи парламента с избирателями. В статусе депутата Госсовета имеются две составляющие – императивный мандат и свободный мандат. Поясню. Свободный мандат, и это записано в Конституции и в законах как на Западе, например в Германии, так и в Российской Федерации, означает, что депутат представляет интересы народа. Кстати, в России мы сейчас приходим к тому, что Госдума полностью перешла к системе выборов по партийным спискам, то есть одномандатных избирательных округов на этом уровне уже нет. Получается, что депутат отвечает за свою работу перед всеми избирателями, проживающими на той территории, которую, если можно так сказать, за ним закрепила партия. За мной, например, парламентская фракция “Единой России” “закрепила” избирателей из Буинского и Дрожжановского районов. Что касается императивного мандата, то здесь ключевое слово “императив” – “повеление”. В нашем случае это означает, что именно избиратели диктуют своему депутату, в каком направлении ему работать. Понятие императивного мандата было особенно актуально в советские времена – тогда существовал целый институт наказов, которые затем рассматривали представительные органы, включая эти вопросы в повестку дня. Именно через наказы избирателей строились мосты и школы, например.

– Поскольку Госсовет Татарстана формируется пока по смешанной системе – половина по партийным спискам, другая половина по одномандатным избирательным округам, получается, что у нас действует “смесь” мандатов?

– Это органичная смесь. С одной стороны, императивный мандат повышает личную ответственность депутата Госсовета, избранного по одномандатному округу, поскольку, в соответствии с Конституцией Татарстана, если его работа не устроит избирателей, то они имеют право его отозвать. С другой стороны, в России, как на Западе, все более повышается роль политических партий, и это считается прогрессивным. Например, “Единая Россия” доказывает свою политическую состоятельность тем, что за нее голосует большинство избирателей. Сегодня эта партия имеет большинство в Государственной Думе и может обеспечить принятие важных решений, в том числе касающихся изменений в Конституции. Что и произошло, к примеру, в отношении срока полномочий депутатов российского парламента и Президента страны. Жизнь не стоит на месте, идут естественные процессы развития демократии, соответственно меняются формы и методы работы депутатов. Нам в Госсовете это тоже приходится учитывать.

– Какими правами обладает депутат Госсовета?

– Правом обращаться в ходе заседаний парламента с запросом к соответствующим органам и должностным лицам республики. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Госсоветом, комитетом, комиссией, членом которой он является. Он также вправе присутствовать на любом заседании любого комитета или комиссии Госсовета, а также заседаниях Кабинета Министров, но уже с совещательным голосом. А вот в отличие от коллег в Госдуме, наши парламентарии не имеют права, к примеру, поручать другим голосовать за него по вопросам повестки дня на заседании Госсовета.

Отмечу и такой крайне важный момент. По роду своей деятельности депутат Госсовета часто обращается в органы государственной или муниципальной власти, неважно, республиканского или местного уровня. И нередко слышит – извините, у нас свой начальник есть, а вы нам не указ. Между тем в республиканском Кодексе об административных нарушениях четко прописано, что за неисполнение законного требования депутата Госсовета или препятствование его деятельности должностное лицо может быть оштрафовано в размере от двух до трех тысяч рублей. Наказание в виде штрафа от одной до двух тысяч рублей может быть назначено и в случае, если должностное лицо вовремя не представит или сообщит депутату ложную информацию.

Кроме того, парламентарий пользуется первоочередным правом на прием руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности. Так что мало знать самому депутату его права. Необходимо, чтобы соответствующее законодательство знали и должностные лица, с которыми ему приходится работать, а также его избиратели.

– Это что касается прав, а в чем обязанности?

– В частности, депутат, работающий в Госсовете на профессиональной постоянной основе, обязан предоставлять сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. Он также не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Еще парламентарии обязаны соблюдать Правила депутатской этики, утвержденные постановлением Госсовета в 2003 году, и это будет контролироваться соответствующей парламентской комиссией, которая скоро приступит к работе.

Кроме того, у депутата Госсовета немало других обязанностей, предусмотренных законом. Теперь, зная, что могут попасть на “разбор полетов” в комиссию, депутаты, думается, будут более дисциплинированными.

– Шакир Шахмедович, известно, что депутаты Госдумы, в отличие от рядовых граждан, пользуются существенными привилегиями, статусом неприкосновенности, например. А у депутатов Госсовета есть льготы?

– По большому счету, нет. В этом плане по сравнению с российскими парламентариями права депутатов региональных парламентов федеральным законом заужены. Например, что касается статуса неприкосновенности. Если говорить коротко, то здесь официальных привилегий у татарстанских парламентариев, в общем-то, две. В частности, депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Правда, данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или другие нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

И другая привилегия – это особый порядок в части привлечения их к уголовной ответственности. А если, к примеру, депутат нарушил правила дорожного движения или совершил другой административный проступок – отвечать ему придется как гражданину Российской Федерации. Кстати, в деятельности депутатов Госсовета есть и ряд ограничений. Например, в течение срока своих полномочий они не могут быть депутатами Госдумы и иных представительных органов государственной власти, членами Совета Федерации, судьями, замещать государственные и выборные муниципальные должности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще