С заботой о родном зыке

Вчера в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему “Федеральный государственный образовательный стандарт – стратегический ресурс устойчивого развития многонационального общества: законодательная инициатива субъектов Российской Федерации”.

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

Вчера в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему “Федеральный государственный образовательный стандарт – стратегический ресурс устойчивого развития многонационального общества: законодательная инициатива субъектов Российской Федерации”.

Разговор шел вокруг ситуации с национально-региональным компонентом, который, напомню, больше года назад был исключен из федерального образовательного стандарта. В слушаниях участвовали представители 55 субъектов Российской Федерации, в том числе 19 национальных республик, включая Татарстан.

Один из содокладов к основному выступлению сделал Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, который также был избран в президиум. В числе делегатов от Татарстана на этом парламентском форуме находились, в частности, председатель Комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев, заместитель министра образования и науки Данил Мустафин, а также депутаты Госдумы, избранные от республики, и члены Совета Федерации, представляющие Татарстан в верхней палате Федерального Собрания.

– Предстоит важный разговор о том, каким образом не нарушить единое образовательное пространство и сохранить языковое многообразие народов России, – открыла слушания заместитель Председателя Госдумы Любовь Слиска.
С основным докладом выступил председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Валентин Купцов.
С содокладами, как уже упоминалось, выступил Фарид Мухаметшин, а также заместитель Премьер-министра – министр культуры и национальной политики Башкортостана Ильдус Илишев, статс-секретарь – заместитель министра образования и науки РФ Юрий Сентюрин, председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин.

В развернутой полемике по теме слушаний приняли участие представители федеральной сферы образования, законодательных и исполнительных органов власти Кабардино-Балкарии, Якутии, Чеченской Республики, Северной Осетии, Дагестана, научных сообществ Москвы и Санкт-Петербурга, а также известный общественный деятель Рамазан Абдулатипов.

– Изменение структуры федерального образовательного стандарта вызвало определенную тревогу в субъектах Российской Федерации, и наш комитет эту озабоченность разделяет, – подчеркнул Валентин Купцов. – После того как Татарстан и Башкортостан выступили с законодательными инициативами о возвращении национально-регионального компонента в федеральный закон об образовании, их поддержали и другие национальные республики. Сегодняшние парламентские слушания – это фактически продолжение всестороннего разговора, в том числе состоявшегося в ноябре прошлого года с участием Президента Татарстана Минтимера Шаймиева и министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, а также депутатов Госдумы и представителей субъектов Федерации.

По мнению Валентина Купцова, нужны новые подходы в такой деликатной сфере, как языковая политика.

– В Татарстане русский и татарский языки признаны равноправными, нами многое сделано для развития этнокультурного компонента, хорошо себя зарекомендовала действующая в республике система национального образования. Однако исключение национально-регионального компонента может привести к потере накопленного потенциала, – отметил в своем выступлении Фарид Мухаметшин. – Значение национального языка вряд ли нужно доказывать, – продолжил Председатель Госсовета РТ. – Но жесткая государственная регламентация в данном случае вряд ли приведет к чему-то хорошему. Нужно еще раз пересмотреть этот вопрос с учетом увязки федерального образовательного стандарта с проблематикой российских регионов.

Парламентские слушания длились больше трех часов. Представители национальных республик высказались практически единогласно – федеральный образовательный стандарт должен быть законодательно восстановлен в прежнем виде. Кроме того, прозвучало предложение о необходимости разработки и принятия федеральной целевой программы о развитии языков народов России.

Между тем у чиновников из российского Министерства образования и науки на этот счет иное мнение – федеральный закон №309, исключающий региональное звено, принят, подписан. А так как он вступает в силу 1 сентября 2009 года, субъектам остается время на некий подготовительный период.

Много вопросов пока остаются нерешенными, но дело с мертвой точки сдвинулось, – пришли к выводу участники парламентских слушаний.

– Сегодня представители регионов, как могли, постарались донести свою боль до депутатского корпуса Госдумы, представителей Правительства, в том числе Министерства образования и науки, – сказал в своем заключительном выступлении Фарид Мухаметшин. – Но мне кажется, – продолжил руководитель татарстанского парламента, – надо совместно искать и дальше решение этой проблемы. На местах при реализации закона могут возникнуть немалые трудности, если учесть, что мы живем в многонациональном государстве. Считаю неправильным, что субъекты лишаются возможности организовывать образовательные процессы на своих территориях.

Почему бы в данном случае, наоборот, федеральному центру не опереться на поддержку региональных властей, ведь мы готовы нести в этой сфере ответственность. Уйти от этих вопросов все равно не получится!
По итогам парламентских слушаний приняты соответствующие рекомендации.

 

Москва.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще