Прошедшая сессия Госсовета примечательна тем, что, во-первых, в окончательном третьем чтении был принят законопроект, касающийся социальной ипотеки. Так что велика вероятность того, что с начала следующего года у населения с небольшим заработком появится реальная возможность улучшить свои жилищные условия. А во-вторых, стало понятно, что муниципальная реформа натолкнулась на проблемы, которые появились оттуда, откуда их никто не ждал…
На протяжении всего уходящего года депутаты, помня об интересах людей, продуктивно работали над многими социально значимыми законопроектами. И символично, что год завершается принятием очень важного для практически любого татарстанца законопроекта о государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан. Своего рода новогодний подарок сделали депутаты населению. Следует отметить, что в стенах Госсовета он претерпел значительные изменения в лучшую сторону. И теперь у татарстанцев появится реальная возможность получить квадратные метры, даже не имея большой зарплаты. Особенно это касается бюджетников.
Как отметил в беседе с журналистами исполнительный директор Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ Талгат Абдуллин, данный законопроект предусматривает взаимное делегирование полномочий органов местного самоуправления и государственной власти в области жилья. Также он посоветовал татарстанцам подавать заявления об улучшении жилищных условий и затем рожать детей, потому как за каждого ребенка государство будет дарить восемнадцать квадратных метров.
На сессии же был вновь поднят вопрос, касающийся специализированных организаций, которые будут участвовать в социальной ипотеке. На взгляд депутатов – руководителей строительных предприятий данный законопроект монополизирует строительный рынок. Также было высказано недовольство по поводу добровольных отчислений в жилищный фонд. На что Премьер-министр РТ Рустам Минниханов отметил, что предприятиям остается 40 процентов от построенного жилья для своих работников и это железная квота. Так что отчисления в жилищный фонд вернутся предприятиям в виде квартир.
Что касается муниципального реформирования, то на сессии было рассмотрено тридцать три законопроекта о статусе и границах муниципальных образований. Три из них – по Новошешминскому, Высокогорскому районам и Набережным Челнам – были приняты во втором чтении. Первые два получили статус муниципальных районов, а автоград – статус городского округа. Остальные тридцать законопроектов приняты в первом чтении и все они наделяют районы республики статусом муниципальных районов. Это в основном те районы, центрами которых являются села, поселки, города районного подчинения, исключение составляют Зеленодольский и Азнакаевский. Остальные законопроекты по районам, центрами которых являются города республиканского подчинения, отозваны Правительством. Пока их судьба под вопросом – станут ли они муниципальными районами либо все-таки получат статус городских округов. Это решится в ближайшее время, когда станет известно, прошла ли поправка к федеральному закону, касающаяся более жесткого определения статуса городского округа.
При обсуждении законопроектов выяснилось, что не решена еще масса проблем по статусу и границам муниципальных районов. “Я думал, что с муниципальными районами будет все просто, – признался депутат Туфан Миннуллин. – Сельсоветы есть, границы у них тоже существуют, вроде бы никаких проблем не намечалось. Однако в законопроектах названия многих населенных пунктов оказались искажены”.
Все дело в переводе названий татарских деревень на русский язык. Где-то “потерялась” буква, где-то созвучную букву выбрали неправильно, а от этих “мелочей” меняется смысл самого названия. Впрочем, это еще полбеды. Названия некоторых деревень в законопроектах вообще полностью изменены. Как и почему это случилось, времени разбираться нет, необходимо быстрее исправлять ошибки, так как сроки поджимают.
“Во всем мире принято, что географические названия не переводятся, – подчеркнул депутат Василий Логинов. – Нам тоже нужно использовать данный опыт, а любой иной подход влечет за собой не только исторические, но и юридические последствия. К примеру, родился человек в Куянове, которое потом стало Зайцевом: кто он – куяновец или все-таки зайцевец? Возникают совсем ненужные проблемы с обменом документов и так далее. И это только одна деревня, а если таких много?”
Как отметил Президент РТ Минтимер Шаймиев, это – всеобщее упущение, но мы подобную работу делаем впервые. Вместе с тем имеем дело не с мелочами. Поэтому необходимо, чтобы уже завтра была полная ясность относительно механизма решения этих вопросов. У нас есть возможность навести порядок во всех документах, ни у кого не должно остаться никаких сомнений по названиям сел.
Но и это еще не все, при переводе возник вопрос, что является селом, а что – деревней? В татарском языке есть только одно название – аул, которое подходит практически ко всем населенным пунктам, в русском – вариаций гораздо больше. Проблема еще и в том, что в Градостроительном кодексе Российской Федерации четкого определения понятий “село” и “деревня” нет. Это в прежние времена считалось, что село – это населенный пункт, где есть церковь, а если культового объекта нет, то это деревня…
Как отметил Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, надо в этой части работу отладить, внимательно посмотреть перевод населенных пунктов, так как названия сел меняются только по согласованию с населением. После длительной дискуссии депутатами было принято решение обратиться к топонимическим комиссиям в районах и городах, чтобы те еще раз внимательно изучили названия и границы сел. А комиссии Госсовета по установлению идентичности текстов законов Республики Татарстан на татарском и русском языках необходимо будет хорошо поработать над терминологией и переводом, чтобы ко второму чтению все неувязки в законопроектах были устранены.
Что касается переходных положений и возможного безвластия на местах, то его однозначно не будет – депутатами был принят в трех чтениях законопроект “О внесении изменений в статью 2 Закона “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан”. Согласно ему “местные Советы народных депутатов и местные администрации Республики Татарстан осуществляют свои полномочия до первого января 2006 года”.