Помнится, когда муниципальная реформа обрела конкретику и регионы уже примеряли сей федеральный “костюмчик” на себя, прогнозировалось, что Татарстан легко впишется в новую модель двухуровневого местного самоуправления. Мол, нам останется только создать муниципальные образования на уровне городов и районов, а остальное у нас все есть, в частности самоуправление на уровне сел и деревень. Однако время показывает картину совершенно иную, и “вписывается” в муниципальную реформу республика с большими трудностями. А как она проходит в других регионах? С какими трудностями сталкиваются там? И как их преодолевают? Татарстанская делегация, состоявшая из представителей исполнительной и законодательной власти, посетила Липецкую область, чтобы посмотреть, как происходит реформирование в этом регионе.
Липецкая область была выбрана не случайно, ее опыт известен в России, там реально действует двухуровневое самоуправление – в поселениях и муниципальных районах. Как и Татарстан, Липецкая область – регион-донор. Правда, населения здесь проживает значительно меньше, чем в нашей республике, – миллион двести тысяч человек, фактически население Казани. “Конечно, нельзя сказать, что ситуация там идеальная и на все сто процентов соответствует новому законодательству по местному самоуправлению, – говорит заместитель Председателя Госсовета РТ Римма Ратникова. – Там существует смешение бюджетов, полномочий, так что работы впереди еще много. Однако липчане сохранили схему организации власти, кадры, помещения, и это им помогает достаточно безболезненно вписаться в муниципальную реформу”.
Видимо, поэтому в реформировании здесь идут на шаг впереди. На данный момент соответствующими законами статусом городского округа наделены два города – Липецк (519,1 тыс. человек населения) и Елец (116,3 тыс.). Статус муниципального района имеют 18 районов, в которых проживают от 14,5 тысячи до 75,1 тысячи человек. Шесть городов (с населением от 11,4 тысячи до 48,4 тысячи человек), входящих в состав муниципальных районов, наделены статусом городских поселений. И более трехсот сельских поселений получили статус муниципальных образований первого уровня.
Таким образом, Липецкая область не пошла по пути создания “городских округов”, хотя вопрос, как сохранить управляемость, здесь тоже возникал. В частности, власти хотели укрупнить сельсоветы с целью улучшения управляемости. В некоторых сельских муниципальных образованиях проживает не более трехсот жителей, и таких малонаселенных территорий в области более двух десятков. Однако, прежде чем начать их объединять, было решено спросить у населения, а хотят ли они укрупняться? С этой целью провели экспресс-опросы, и выяснилось, что население категорически не согласно с укрупнением. Ведь в этом случае большинству сельчан пришлось бы с ежедневными вопросами и проблемами ехать на центральную усадьбу за 30-40 километров. И руководство региона было вынуждено отказаться от прежних планов и сохранить малочисленные муниципальные образования.
В общем, липчан не испугали ни необходимость утверждения трехсот с лишним бюджетов, ни проблема изъятия сверхдоходов у богатых, ни всенародные выборы глав администраций. Они считают, что закон о местном самоуправлении написан для того, чтобы население имело возможность самостоятельно заниматься вопросами местного значения, и стараются создать для этого все условия.
Вопросами же взаимодействия государственной власти с органами местного самоуправления занимается специальная структура, которая создана в администрации области. Это отдел по работе с территориями, входящий в организационное управление администрации и состоящий из восьми человек. Сюда стекается вся информация из районов и сельсоветов. В свою очередь территории получают из отдела необходимую нормативно-правовую литературу и консультации. Немало усилий тратится на работу с кадрами – на их обучение, обмен опытом. Кстати, каждый сельсовет является базовым в каких-то вопросах и проводит областные семинары по своей специализации – допустим, по муниципальному менеджменту, благоустройству сел или бюджетным делам. Отдел обеспечивает организацию ежегодного конкурса на лучший сельсовет, победитель получает в награду автомобиль.
Понятно, что и разработка законопроектов в данной сфере легла на плечи сотрудников данного отдела, и они исполняют это поручение не в череде временных дел. Местное самоуправление – краеугольный камень их деятельности.
На данный момент отдел занят разграничением имущества согласно полномочиям и готовит очередной пакет законопроектов. В Татарстане к этому вопросу еще только подступаются, в Липецкой же области вовсю идет подготовка реестров имущества и регистрация землеустроительных дел. Это достаточно сложный процесс, так как неизбежны спорные моменты. Липчане считают, что у них дискуссии возникнут по объектам культуры. К примеру, в центре Липецка стоит памятник Петру Первому – это символ города. Но чей он? Области или города? А может быть, на него будет претендовать федеральный центр? Подобных ситуаций – с вокзалом, аэропортом, областными больницами и другими межмуниципальными объектами – придется урегулировать немало.
Татарстанцы заинтересовались созданием подобной структуры в органах исполнительной власти, липчан же заинтересовал татарстанский опыт – деятельность Республиканского совета по местному самоуправлению, осуществляющего координацию деятельности муниципальных органов. “Создание подобного отдела или службы в Татарстане в сочетании со сложившимся опытом координационной работы Республиканского совета по местному самоуправлению, – резюмирует Римма Ратникова, – на мой взгляд, могло бы серьезно продвинуть ситуацию в муниципальном реформировании”.