Первые шаги в муниципальной реформе, в частности выбор модели местного самоуправления, судя по всему, даются достаточно сложно. Об этом свидетельствует череда совещаний в Госсовете и Правительстве на эту тему, дискуссии в администрациях районов.
К примеру, Буинский и Кукморский районы вначале взяли ориентир на то, чтобы стать муниципальными, однако затем здесь передумали и выбрали модель городских округов. О том, какова ситуация в решении этой проблемы на данный момент, рассказывает председатель Комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению Александр Федоров.
– Сегодня у нас приняты в первом чтении законопроекты о статусе и границах двадцати четырех муниципальных образований, а по Казани проект закона принят уже в трех чтениях и подписан Президентом РТ. Практически все районы выбрали статус городских округов, за исключением Высокогорского, Азнакаевского и Сармановского, которые прошли в первом чтении как муниципальные районы. Однако главы администраций Высокогорского и Азнакаевского районов уже прислали письма о том, чтобы преобразоваться в городские округа. Таким образом, двадцать пять районов уже определились со своим статусом. Еще должно появиться восемнадцать муниципальных районов или городских округов.
– Александр Степанович, некоторые совещания по этому вопросу носят характер “закрытых”. Скажите, что обсуждается между депутатами и представителями Кабинета Министров за “закрытыми дверями”?
– Это обычные рабочие совещания, на которых идет разговор по различным проблемам местного самоуправления. Из них можно выделить две основные. В первую очередь это территориальный аспект муниципальной реформы – создание муниципальных районов и городских округов. Тут возникает масса спорных моментов, и единодушия в этом вопросе пока нет.
Второй важный момент, о котором мы говорили, связан с тем, что сказал Путин о назначении глав субъектов РФ. У нас есть предложение, чтобы, в свою очередь, главы администраций муниципальных образований утверждались по представлению руководителя региона. То есть схема та же, что и на уровне Федерации. Глава региона предлагает кандидатуру на должность главы администрации муниципального образования, независимо – городского округа или муниципального района, а представительный орган ее утверждает или нет. Хотел бы подчеркнуть, что не надо путать главу администрации с главой муниципального образования. Последнего выбирает население либо депутаты местного самоуправления. Таким образом, будет четкое разделение представительной и исполнительной власти, а на уровне исполнительной власти появится жесткая вертикаль от центра до самого “низа”.
– Вернемся к городским округам и муниципальным районам. Так что же для населения лучше?
– Однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждая модель имеет свои плюсы и минусы. Почему отдается предпочтение городским округам? Здесь все дело в распределении финансовых средств. По расчетам Министерства экономики и промышленности РТ, в муниципальном районе в сельских органах местного самоуправления будет избыток, или профицит, бюджета, а в районном центре – дефицит, причем достаточно большой. Поясню этот момент подробнее.
Согласно схеме межбюджетных отношений будет осуществляться подушевое распределение средств, то есть на каждого человека из бюджета будет выделяться более трех тысяч рублей, причем независимо от того, проживает ли он в муниципальном районе или городском округе. К примеру, на сто тысяч населения придется, если округлить, около трехсот миллионов рублей. Если это городской округ, то бюджет один и эти деньги будут распределяться по сметам на деревни и села.
В муниципальном же районе ситуация несколько иная. Там бюджеты будут формироваться на уровне деревень, поселков и городов. К примеру, в районном центре проживает двадцать тысяч населения, то есть его бюджет составляет шестьдесят миллионов рублей. Но на содержание райцентра необходимо восемьдесят миллионов. Откуда взять еще двадцать? Как правило, в райцентре находится вся “социалка” – образование, культура, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство. И эти объекты обслуживают весь район. А в населенном пункте, где, кроме водонапорной башни, больше ничего нет, зато проживает достаточно большое количество людей, получится излишек бюджетных средств. То есть необходимо перераспределение финансовых ресурсов, а оно, по мнению Правительства, наиболее оптимально при модели городских округов.
– Но в этом случае органов местного самоуправления в селах и поселках не будет…
– Да. И это большая проблема. Ведь тогда на местах будут работать территориальные органы администраций городских округов. Села будут жить по смете. Подчеркну: местное самоуправление – это когда люди самостоятельно и под свою ответственность решают вопросы местного значения, управляют своей территорией. Ну как же село самостоятельно решит свои проблемы, если деньги сюда будут давать “сверху”? А модель городских округов именно это и подразумевает. К примеру, в маленькой деревне нужно через ручей построить небольшой мостик. В смете, которую дали на населенный пункт, этих средств нет. То есть жители должны идти к главе городского округа и просить деньги. В городском же округе проблемы покрупнее – к примеру, надо заасфальтировать дороги в райцентре или построить какой-то социальный объект. И на небольшую деревушку с ее проблемами деньги вряд ли найдутся.
Кроме того, присутствует здесь и субъективный фактор. Глава городского округа тоже человек: если у него хорошее настроение, он может дать деньги, плохое – откажет. Это один “минус”.
Второй заключается в том, что наместники, которые будут работать в селах, вряд ли в полной мере позаботятся о развитии территории, об увеличении здесь налогооблагаемой базы.
– То есть выгоднее будет тем, кто живет на дотации? Ничего не делать, но деньги получать…
– Именно так. Когда на местах люди “отодвинуты” от формирования бюджета, разве они заинтересованы в увеличении сбора налогов? Сколько их ни собирай, все равно деньги получишь по смете. Этот принцип не стимулирует увеличение налогооблагаемой базы. Хотя, по идее, местное самоуправление должно развивать ее. Тем более что потенциал здесь есть и достаточно большой – мы еще не перераспределили до конца собственность, кроме того, не вся земля учтена. Если на селе заработают органы местного самоуправления со своими бюджетами, в этом случае не то что главы самоуправлений, а сами люди будут заинтересованы в сборе тех же самых налогов. Ведь от этого зависит ремонт в школе, покупка спортивной формы для детей на соревнования и так далее. То есть чем больше они соберут денег, тем лучше можно благоустроить село. То есть в модели муниципальных районов больше стимулов для развития территорий. В городском же округе жесткая финансовая централизация.
– Александр Степанович, что будет с существующими органами местного самоуправления? Ведь как по Конституции РФ, так и по Конституции РТ их нельзя просто так взять и ликвидировать…
– Чтобы расформировать местное самоуправление, необходимо прежде всего спросить об этом население. На данный момент существует около тысячи органов местного самоуправления на территории наших городов и районов, которые необходимо преобразовать, чтобы создать городские округа. Как вы знаете, по закону в городском округе не может быть других муниципальных образований. Поэтому необходимо, чтобы состоялись референдумы в тех районах, где будут городские округа. Они должны быть проведены где-то в ноябре. Населению предстоит дать согласие войти в тот или иной округ и ликвидировать местное самоуправление. Конечно, тут многое зависит от того, как задать вопрос. Если спросить: “Согласны ли вы ликвидировать местное самоуправление?”, люди, наверное, проголосуют против. А вот если вопрос будет звучать так: “Согласны ли вы войти в Высокогорский городской округ в границах района?” Думаю, в этом случае большинство проголосует “за”. Поэтому людям важно разъяснить, что, давая свое согласие на вхождение в тот или иной округ, органы местного самоуправления в деревнях и селах исчезнут. Их заменят какие-то другие структуры. Если же люди не захотят войти в городской округ, тогда будет создаваться муниципальный район. Как бы то ни было, но все зависит от населения. И людям стоит хорошенько подумать и все взвесить, прежде чем принимать решение.