Власть в селе возьмет наместник?

Сегодня на сессии Госсовета РТ будут рассмотрены законопроекты о границах территорий и статусе муниципальных образований.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

Сегодня на сессии Госсовета РТ будут рассмотрены законопроекты о границах территорий и статусе муниципальных образований. В процессе обсуждения они вызвали немало споров и вопросов. Чтобы учесть все нюансы, расставить точки над “i”, Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению Госсовета РТ собирался до сессии два раза.


Границы Казани сохранятся. Пока…

Напомним читателям, что первое заседание комитета состоялось в прошлый четверг. На нем было рассмотрено 28 проектов законов о границах территорий и статусе муниципальных образований, из которых 26 были рекомендованы к принятию в первом чтении. По двум законопроектам: “О границах территории и статусе муниципального образования города Набережные Челны” и “О границах территории и статусе муниципального образования города Казани” – решения принято не было, поэтому депутаты собрались вновь.


Суть первой проблемы заключается в том, что Тукаевский район может “исчезнуть” – влиться в городской округ Набережные Челны и стать частью города. Естественно, что подобное решение, которое скажется на жизни многих людей, должно быть основательно проработано. “Окончательное решение по этому вопросу еще не принято, – прокомментировал ситуацию министр юстиции РТ Мидхат Курманов. – Будут проведены консультации с главами администраций, и к сессии все станет ясно”.


Таким образом, депутаты сконцентрировали свое внимание на единственном вопросе – развитии самоуправления в Казани. К слову, законопроект о статусе и границах столицы республики был принят в первом чтении еще на весенней сессии, ко второму поступили поправки, которые расширяют границу города, и весьма основательно. Согласно документам, “отрезать” землю в пользу мегаполиса предложено у пяти районов-соседей: Зеленодольского – площадью 12800 гектаров, Лаишевского – 13800, Высокогорского – 11200, Верхнеуслонского – 7200, Пестречинского – 5100 гектаров.


Мотивация казанских властей такова: развиваться городу некуда, нужна дополнительная территория. Но почему именно сейчас возникла такая острая необходимость в расширении границ? “Потому что так дешевле. Если Казань станет муниципальным образованием, тогда надо будет проводить референдум в пяти районах или в самом городе пять раз. На это понадобится очень много денег и времени”, – так объяснили спешку в этом вопросе представители городской администрации.


Однако спешка спешкой, а законы необходимо выполнять. На присоединяемых к Казани территориях действуют органы местного самоуправления. К примеру, в Васильеве, Столбищах или Осинове. Согласно же Конституции, как России, так и Татарстана, изменять границы территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, можно только с учетом мнения населения.


Знает ли население присоединяемых поселков и деревень, что они станут горожанами? Учитывалось ли мнение людей? Эти вопросы депутаты адресовали представителям администрации Казани. Хотя чиновники отвечали, что “да”, тем не менее документов, подтверждающих это заявление, в комитет не поступало. А изменение границ без учета мнения населения, по мнению правового управления Госсовета РТ, неизбежно повлечет за собой судебные разбирательства. “Пусть подают в суд, пусть кто-то его выиграет, тогда граница изменится в той части, в которой они выиграют. Мы не против этого”, – убеждал депутатов глава администрации Казани Камиль Исхаков.


“Поправки поданы с нарушением регламента, и отсутствуют документы, которые бы подтверждали, что население сел и поселков хочет войти в черту Казани”, – подвела итог заместитель Председателя Госсовета РТ Римма Ратникова. Комитет принял решение, что на сессии законопроект о статусе Казани будет рассматриваться в старых границах. Расширить же территорию мегаполиса можно будет позже.


Люди без внимания не останутся

Что же касается остальных двадцати шести законопроектов о статусе и границах, то, согласно этим документам, двадцать три района, райцентры которых являются городами или поселками городского типа, должны стать городскими округами и три – муниципальными районами.


По словам Мидхата Курманова, спорные и сельские районы в этот список не вошли. Напомним нашим читателям, что городской округ не предполагает наличия в нем самостоятельных муниципальных образований, значит, существующие сельские и поселковые органы местного самоуправления ликвидируются.


Как изменится образ жизни людей в селах и поселках? Кто будет благоустраивать кладбища, следить за чистотой? Эти вопросы депутаты адресовали представителям Кабинета Министров РТ еще на первом заседании комитета. (Правительство является разработчиком данных законопроектов.) Как пояснила первый заместитель министра экономики и промышленности РТ Алевтина Кудрявцева, возможно, в селах будут работать наместники – представители муниципальной власти городского округа. Таким образом, люди без внимания не останутся. Это депутатов несколько успокоило, тем более что времени на раздумье не осталось. “Если мы до 1 января 2005 года эти законы не примем, то их примет Правительство России”, – подчеркнул министр юстиции РТ.


Правда, в каких населенных пунктах будут работать “районные наместники”, пока непонятно. “Я считаю, что они должны быть там, где сейчас есть сельсоветы”, – высказала свое мнение Алевтина Кудрявцева. Однако и к этому компромиссному варианту юристы имеют вопрос: полномочия наместников (они представляют администрацию муниципалитета) и выборных органов (каковыми сегодня являются органы самоуправления на местах) – не совпадают.


Три “белые вороны”, которые в будущем примут статус муниципальных районов, – это Сармановский, Азнакаевский и Высокогорский районы. Первые два не “вписались” в городской округ: в Сармановском районе поселок Джалиль никогда не станет селом, в Азнакаевском – город Азнакаево и поселок Актюба. А вот высокогорцы выбрали эту модель по собственному желанию. Впрочем, как прояснил вчера в телефонном разговоре председатель комитета Александр Федоров, районы начали просыпаться и заявлять о том, что проекты внесены без детальной проработки с ними, что им гораздо предпочтительней становиться муниципальными районами. К слову, перспектива у муниципальных районов еще есть: по двум десяткам районов с сельскими райцентрами проекты еще не внесены.


Федералы могут испортить “республиканскую картину”

На этом можно бы поставить точку. Но есть еще один момент – юридический. По идее, первоначально вся территория республики должна быть поделена между сельскими и городскими поселениями. И только затем городское поселение может стать городским округом, а сельские поселения – объединиться в муниципальные районы. Таким образом, в закон заложено двухуровневое местное самоуправление: в поселениях и на уровне районов и округов. Именно модель муниципальных районов должна была стать превалирующей.


Согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, городское поселение – это город плюс прилегающие территории, а также сельские населенные пункты, не наделенные статусом поселений. Однако российские законодатели оставили “лазейку” – не прописали, в каком радиусе на села можно распространить городскую черту. Можно ли, к примеру, отнести к Кукморскому городскому округу находящееся за десятки километров село Нырты или речь идет все же только о ближних территориях, входящих в зону развития поселка? Именно этим законодательным пробелом воспользовались разработчики проектов для сохранения управляемости территорий и “внедрения” городских округов на территории районов. Жители же Кайбицкого или Атнинского городского округа, мнение которых пока никого не интересует, очень скоро ощутят себя горожанами: в первую очередь у них в три раза повысится налог на землю.


Правовое управление Госсовета РТ предрекает на этом пути массу судебных разбирательств, хотя Правительство уверено, что их выиграет.


Если же Госдума внесет поправки в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, которые будут более жестко определять критерии городского округа, не понадобится ни судов, ни протестов прокурора. Вся работа, проведенная татарстанскими властями, окажется напрасной. И те районы, которые выбрали статус муниципальных районов, а не городских округов, окажутся на шаг впереди.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще