Вот оно, поле. Где ж моя доля?

Этот вопрос весьма актуален для многих сельчан.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

Этот вопрос весьма актуален для многих сельчан. И хотя проблемам, возникшим в связи с бесплатной раздачей в нашей стране земельных паев, уже более десяти лет, как показало выездное заседание Комитета Госсовета РТ по экологии, природным ресурсам и землепользованию, процесс решения “паевых” вопросов еще только начинается.


Как получить свою землю в собственность?

В свое время земельные паи (доли) раздали селянам вроде ваучеров – бесплатно и ничего толком не объяснив. Списки были составлены, доли виртуально поделены, и “счастливчикам” были вручены “зеленые билеты” (документ на земельный пай именно такого цвета).


Коллаж "РТ"Все. Что делать с паями, какие возможности они дают собственнику – эти вопросы были скромно “упущены”. Сейчас же земельный вопрос приобретает особую остроту, так как в городах и районах скоро начнет работать новый вид власти – муниципальный. А это значит, что каждый клочок земли должен быть юридически оформлен. В общем, земля должна обрести конкретного хозяина, так как от этого во многом будет зависеть налоговая база муниципальных образований. Наиболее проблемными в этом отношении являются земли сельхозназначения.


Как раз о выполнении законодательства об обороте таких земель и шла речь на заседании Комитета Госсовета РТ по экологии, природным ресурсам и землепользованию в Алексеевском районе.


В настоящее время на селе более 460 тысяч собственников земельных долей, которым принадлежит право на 2,6 млн. гектаров земли. Однако, как отметил председатель комитета Ринат Абдуллин, цифра эта неточная. И неудивительно – инвентаризация списков собственников земельных долей и выдачи свидетельств на руки пайщикам еще не завершена. Поэтому сколько у нас дольщиков, пока не ясно.


“По справке Счетной палаты РТ, на кадастровый учет поставлены только семь тысяч пайщиков, что составляет 0,3 процента от общего количества, – говорил Ринат Абдуллин. – По сведениям, которые представило Министерство земельных и имущественных отношений республики, всего земельные доли оформили 10 процентов пайщиков. Почему такая разница в цифрах и кому верить – на эти вопросы ответить сложно, так как “этим конкретно никто не занимался”.


Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров отметил, что “по последним данным, только где-то 12 процентов крестьян оформили свои земли или их документы находятся в стадии оформления”. Как бы то ни было, процент тех, кто юридически оформил свой земельный пай, очень маленький. Почему?


Процесс оформления земельной доли – длительный, достаточно сложный и требует финансовых затрат. Во-первых, непонятно, в каком месте поля находится паевой участок, принадлежащий конкретному гражданину. Во-вторых, зачастую в списки, которые составлялись, были включены умершие или давно уже уехавшие из этих мест, и не включены те, кто имел право на свою долю. По ряду причин таких около 20 процентов от общего числа дольщиков. А теперь включить в список или исключить из него можно только по судебному решению. Все эти нюансы делают процедуру выделения земельной доли весьма проблемной.


Для законного же оформления паевого участка в собственность необходимо провести землеустроительные работы, которые влетают будущему собственнику в копеечку. Самая дорогостоящая процедура – это межевание. Большинству крестьян она не по карману. Цена межевания одной земельной доли по республике достигает 3000 рублей.


“Почему так дорого?” – с этим вопросом участники заседания обратились к и.о. министра земельных и имущественных отношений РТ Валерию Васильеву. “Цены устанавливаем не мы, а хозрасчетные предприятия, – ответил он. – И уменьшить их невозможно… Все же нежелательно каждому пайщику межевать свою долю и тратить на это деньги. Будущее – за крупными предприятиями, поэтому земельный массив дробить не нужно. Лучше межевать землю единым массивом, тогда затраты значительно снизятся. Пока все не устоялось, лучше сдавать землю в аренду”, – порекомендовал В.Васильев.


Другая проблема – несогласованность работы государственных структур, что затягивает процесс оформления земли. Один из участников заседания посетовал, что для оформления земли в наследство ему понадобилось 42 дня, на что зал среагировал гулом и репликами, которые сводились к одному: “Так быстро?” Действительно, только в Регистрационной палате документы могут находиться по закону не менее месяца. А вот сколько они там находятся реально, представитель Главного управления Федеральной регистрационной службы по РТ либо умолчала, либо верхней планки действительно не существует. И так как это самый последний орган в длинной цепочке инстанций, то земельно-паевые скитания затягиваются на неопределенный срок.


Таким образом, люди не могут юридически оформить землю в собственность в связи с дороговизной оформления и порой несогласованными решениями “земельных” органов. “Это нас очень беспокоит, потому что в Законе “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” есть условие, при котором через два года процесс оформления земельных участков должен закончиться”, – отметил Камияр Байтемиров.


Тем не менее в некоторых хозяйствах республики процесс межевания идет полным ходом. В основном межуют паевые земли единым массивом, потому что так дешевле. Однако и здесь не все гладко. Виртуальность земельных паев сыграла со многими дольщиками злую шутку. Паевые земли крестьян и фермерских хозяйств “отодвинулись” как бы в резервацию, то есть туда, где земли наихудшие. “На мой взгляд, межевание необходимо сделать внутрихозяйственным процессом, и надо, чтобы распределяла земли комиссия, созданная на общем собрании дольщиков, а не как это происходит сегодня – землю распределяет руководитель хозяйства или глава администрации”, – предложил К.Байтемиров.


Аренда – выход из положения?

По идее, землю можно продать, сдать в аренду или обрабатывать самому. Но понятно, что с “земельными ваучерами” не все это возможно. Вот и получается, что собственник земли распоряжаться ею по своему усмотрению, увы, не может. Поэтому большинство крестьян сдают свои участки скопом в аренду, зачастую без юридического оформления. В отношениях инвесторов, руководителей сельхозпредприятий и собственников земельных долей возникает масса проблем. К примеру, у некоторых пайщиков “зеленые билеты” хранятся в сейфе председателя местного колхоза или директора совхоза, что, разумеется, незаконно.


“Есть очень много вопросов, связанных с менталитетом руководителей сельхозпредприятий и местного населения, – отметил, выступая на заседании комитета, и.о. заместителя Премьер-министра РТ – министра сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов. – Абсолютное большинство сельхозформирований земельными долями собственников и государственными землями пользуются незаконно, так как нет юридического оформления этих отношений”.


В 2004 году арендная плата на гектар земли в среднем по республике (по данным районных управлений сельского хозяйства и продовольствия) составила 200 рублей. Самая высокая цена – чуть более пятисот рублей, и выплачивают ее лишь в одном районе. Гораздо больше тех, у кого аренда стоит меньше двухсот рублей, а в некоторых хозяйствах пайщикам вообще ничего не выплачивается.


Очень остро сегодня встает на селе и вопрос сохранения социальной инфраструктуры. Если раньше школами, больницами, коммуналкой занимались местные колхозы и совхозы, то крупные инвесторы, приходящие в село, брать “социальную нагрузку” на себя не хотят. По мнению Марата Ахметова, “бизнес” и “социальные вопросы” – это совершенно разные понятия. “Бизнес не отвечает за социальные проблемы на селе, – отметил он. – Товаропроизводитель обязан выплачивать налоги, а государство – заботиться о людях”. По мнению же заместителя председателя комитета Фарита Мусина, инвесторы со временем начнут обращать внимание на социальные вопросы, так как они заинтересованы в высококвалифицированных специалистах, которые бы жили в нормальных условиях, – это следующий этап развития бизнеса на селе.


Что делать?

Вот такой широкий круг земельных проблем был очерчен на выездном заседании комитета Госсовета РТ. Предложений по поводу того, что делать, от участников заседания поступила масса: ввести систему “одного окна” при оформлении земельных участков; принять программу развития села, чтобы на основании этого строить политику в отношении деревни; выделить бюджетные средства на межевание земель, в том числе и общедолевой собственности, и так далее.


На основании высказанных предложений и замечаний было принято постановление, согласно которому, во-первых, необходимо активизировать работу в части разграничения земель государственной и общедолевой собственности. Во-вторых, принять меры по удешевлению и упрощению процедур межевания и регистрации прав на земельные доли, а также сделок с ними. В-третьих, изыскать возможность финансирования в 2005 году работ по межеванию государственных земель сельхозназначения. В-четвертых, упорядочить взаимодействие республиканских и федеральных министерств и ведомств, связанных с земельными вопросами, и администраций городов и районов. В-пятых, решить вопрос о наделении землей граждан, имевших право и не получивших земельные доли в период приватизации земель сельскохозяйственного назначения.


Администрациям районов и городов республики было поручено завершить работу по инвентаризации списков граждан, имеющих право на земельные доли, наличия собственников земельных долей и имеющихся договоров аренды с сельхозпредприятиями до 1 июля 2005 года.


Депутаты рекомендовали также Кабинету Министров РТ разработать дополнительные меры по экономическому стимулированию деятельности инвесторов, вкладывающих средства в сельскохозяйственное производство.


Насколько это поможет решить все вышеперечисленные проблемы, станет понятно в четвертом квартале нынешнего года. Именно в это время Правительство республики должно представить информацию о принятых мерах по их решению. В общем, поживем – увидим.


В работе выездного заседания приняли участие заместитель Председателя Госсовета РТ Юрий Камалтынов, секретарь Госсовета РТ Валентина Липужина, депутаты Госдумы РФ, главы администраций городов и районов, представители компаний-инвесторов, представители министерств и ведомств и другие.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще