Расплачиваясь за услуги мобильной связи, многие не задумываются, что зачастую открыто нарушаются их права
Подавляющее большинство жителей республики, имеющие сотовые телефоны, хоть раз пользовались терминалами для пополнения счета, которые взимают проценты комиссии. Многие применяют такой метод пополнения счета постоянно. Достоинство этих аппаратов в том, что они расположены практически повсюду – от огромных гипермаркетов в мегаполисах до небольших магазинчиков в сельской местности. Однако далеко не всем пользующимся этой услугой приходит в голову мысль, что владельцы таких терминалов как в нашей республике, так и в стране в целом ради своей пользы часто утаивают главное в сделке с клиентом – саму стоимость услуги.
Как известно, автономные устройства принимают деньги клиентов и переводят их на соответствующий счет мобильного телефона, взимая за эту услугу комиссию. Часть терминалов, надо признать, до введения банкноты в купюроприемник предупреждает о сумме взимаемой комиссии появлением информации на мониторе. Однако явное большинство автоматов эти сведения не раскрывает, и человек, положивший деньги на счет своего телефона, узнает о сумме, которую с него сняли за услугу, лишь после того, как получает SMS-сообщение о количестве поступивших денег.
Другими словами, потребитель получает услугу, но вынужден оплачивать ее «втемную», покупая своеобразного кота в мешке и абсолютно не догадываясь, во сколько оценил владелец терминала ее стоимость. Это все равно что приобрести товар с условием, что цена его станет известна только после приобретения. Но при этом обратный обмен товара на деньги невозможен, даже если ты совершенно не согласен с его стоимостью.
Если вдуматься, ситуация не только курьезная, но и абсурдная.
Об этом меня заставил задуматься случай, когда терминал недалеко от Казанского вокзала в Москве снял с уплаченной мною суммы не около 10 процентов, как обычно, а все 30. Расчет прост – на вокзале большинство клиентов следуют транзитом, и вряд ли
Даже не будучи юристом, подтвердить незаконность такого «изящного хода» я не затруднился. Статья 10 Закона «О защите прав потребителей» прямо обязывает изготовителя (продавца, исполнителя) при приобретении товаров (работ, услуг) указывать цену в рублях. Да и как может быть иначе, ведь знание стоимости товара – главная информация для потребителя, на основании которой он принимает решение о самой возможности сделки. Однако, как показывает наша удивительная реальность, товар (услугу) можно купить, не догадываясь о его цене.
- Потребитель получает услугу, но вынужден оплачивать ее «втемную», покупая своеобразного кота в мешке, абсолютно не догадываясь, во сколько оценил владелец терминала ее стоимость
Мы попросили прокомментировать эту довольно парадоксальную ситуацию ведомства, призванные в том числе защищать права потребителя.
Дина Майлова, заместитель начальника Казанского территориального органа Госалкогольинспекции РТ, признает, что зарабатывать на сокрытии комиссии – нарушение статьи 10 Закона «О защите прав потребителей». Она указывает, что об этом же говорится в статье 8-й закона. Однако добавляет: «В статьях закона все приблизительно, каких-либо дополнительных актов, разъясняющих особенности работы платежных терминалов, нет. Информация о товарах и услугах должна быть доступной, но нигде не прописано, что она должна быть доступна с одного клика. Бороться с этим явлением на самом деле можно. Пока все упирается в отсутствие судебной практики. Жалоб (потребителей об этом нарушении. – Авт.) поступает довольно много, но мало кто оформляет их в письменном виде и тем более – доводит дело до суда».
В отделе по надзору за исполнением налогового и финансового законодательства Прокуратуры РТ также упомянули статью 10 Закона «О защите прав потребителей». Кроме того, напомнили, что аналогичная норма содержится в ч. 5 ст. 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», согласно которой кредитная организация – владелец банкомата – обязана информировать об установленном размере комиссионного вознаграждения до момента осуществления расчетов.
- Нарушения касаются не каких-то отдельных людей, а практикуются в массовом порядке, так как услугами терминалов пользуется большинство жителей республики
Самой прокуратурой, как следует из ответа, подобных фактов не выявлялось, как и не поступало обращений по этому вопросу. С жалобами на нарушения в этой сфере в ведомстве посоветовали обращаться в Роспотребнадзор.
Обратились мы и в указанную инстанцию. Сославшись на ту же статью 10 Закона «О защите прав потребителей», руководитель Управления Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РТ Марина Патяшина напомнила, что за непредоставление информации о цене услуги в соответствии с ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ на исполнителя накладывается штраф в размере до 10000 рублей. Правда, ни одного наказанного по этой статье владельца терминалов в республике выявить так и не удалось.
Таким образом, все надзорные ведомства дружно признают, что нарушения существуют. Причем касаются они не каких-то отдельных людей, а практикуются в массовом порядке, так как услугами терминалов пользуется большинство жителей республики.
Вместе с тем получается, что каждый из потребителей должен бороться за свои элементарные права с помощью жалоб и судов. Но ведь понятно: если даже такой целеустремленный человек и найдется, то понесет наказание лишь один нечестный на руку владелец терминалов, а сотни и тысячи других по-прежнему будут нарушать закон.
При таком положении вещей остается уповать лишь на добрую волю предпринимателей, пока додумавшихся снимать с платежей «только» 30 процентов. А ведь могли бы и 50, и 60, и более…
Автор фото — Павел Лисицын (РИА «Новости»)