Читальный зал… в магазине?

Казалось бы, давно пора привыкнуть к нынешнему книжному изобилию.

Автор статьи: Наиль КУРАМШИН

Казалось бы, давно пора привыкнуть к нынешнему книжному изобилию. Но нет, всякий раз, входя в книжный магазин, испытываешь легкий шок и трепет. Впечатляет ассортимент книг – на любой возраст и вкус потенциальных покупателей: от младенца до пенсионера; от литературного “гурмана” до более обширного числом потребителя бульварно-криминального чтива; от почитателей острой историко-политической интриги до фанатов фэнтези, отрешенных от какой бы то ни было реальности. Казалось бы, давно пора привыкнуть к нынешнему книжному изобилию


А какой разброс имен! От древних классиков до современных, ныне здравствующих. К последним можно причислить и писателя Эдварда Радзинского, чье творчество представлено в изданиях различных серий и форматов: от дешевого в мягком переплете до многотомного собрания сочинений и, наконец, роскошно иллюстрированного подарочного издания. Или же “классик” другого рода – Борис Березовский: “Искусство невозможного”. Три увесистых тома, столь же капитальных, как Марксов труд: интервью, речи, статьи олигарха, бывшего зампреда Совбеза и депутата Госдумы, а ныне политического эмигранта. Ну чем не современный Герцен со своим “Колоколом”? И здесь же, рядом, совсем другой Березовский – “Крестный отец Кремля” – в изображении американского журналиста и исследователя Пола Хлебникова, не так давно застреленного в Москве при невыясненных обстоятельствах…


На этой же полке политических бестселлеров обращает на себя внимание широкоформатный, красочный (подарочный?) альбом “Ельцин”. В этом шедевре полиграфического искусства слегка подзабытый первый Президент России предстает в монументальном блеске и величии. А неподалеку тот же Ельцин – глазами своего бывшего телохранителя, в ходе очередной “рокировочки” неожиданно впавшего в царскую немилость и от сей великой обиды разразившегося пространным мемуаром “Ельцин от рассвета до заката” (второе расширенное издание).


Впрочем, впечатлений, эмоций даже от беглого ознакомления с книжными новинками так много, что изложение их заняло бы немалую газетную площадь, что не входит в задачу этих заметок. Но некоторыми соображениями, могущими заинтересовать читателей, покупателей и, надеюсь, самих книготорговцев, все же хочется поделиться.


В целом мажорное настроение, которое остается после посещения книжных магазинов, сменяется каким-то смутным предчувствием. А не является ли нынешний расцвет издательско-полиграфического дела той наивысшей точкой, после которой начнется неизбежный спад? Ведь, как известно, рыночная экономика при всех ее достоинствах, увы, имеет один, но весьма существенный недостаток, а именно: периодически возникающие кризисы, вызванные насыщением рынка и перепроизводством. Не будем касаться вопросов прогнозирования и страхования от последствий подобного рода кризисов. Это прерогатива специальных исследований. Мое же предложение, касающееся предотвращения возможного кризиса в книжной торговле, носит очень локальный характер.


Какие факторы уже сегодня ограничивают спрос на книжную продукцию в России вообще и в Татарстане в частности?


Во-первых, невысокие доходы большой части потенциальных покупателей (научные работники, студенты, аспиранты и т.п.). Во-вторых, определенная “затоваренность” домашних библиотек (собрания книг, доставшихся в наследство от родителей и прародителей, ставят естественные пределы дальнейшему пополнению домашних библиотек).


В-третьих, все возрастающая конкуренция со стороны Интернета. Многие молодые люди полагают (на мой взгляд, абсолютно безосновательно), что “в Интернете есть все” и что в скором времени книги вовсе будут не нужны.Но, к сожалению, наши библиотеки не располагают достаточными средствами, чтобы приобрести даже малую часть новинок, появляющихся на книжном рынке


Смягчить влияние этих негативных для книготорговли факторов могла бы, на мой взгляд, организация при больших книжных магазинах проката книг и платных читальных залов. Я вовсе не претендую на новизну этой идеи, ведь платные читальные залы при книжных магазинах существовали еще в пушкинское время, например, при известной книжной лавке Смирдина, куда часто хаживал Александр Сергеевич, а в кофейнях можно было “бесплатно” (за вычетом стоимости одной чашки кофе с пирожным) прочитать европейскую газету или журнал.


В последнее время в некоторых библиотеках также практикуется выдача книг и журналов по умеренному тарифу. Я, например, года два пользуюсь этой услугой и нахожу ее весьма удобной. Но, к сожалению, наши библиотеки не располагают достаточными средствами, чтобы приобрести даже малую часть новинок, появляющихся на книжном рынке. На сайте “Объединенный каталог печатных изданий Чтиво” приведено умопомрачительное количество русскоязычных издательств – 5676! А общее число названий печатных изданий, приведенных там же, переваливает за шестьсот тысяч! Ясно, что сориентироваться в этом поистине бескрайнем книжном море и определить, что и в каком количестве потребуется читателю и покупателю, без помощи самого читателя и покупателя – задача сверхсложная. Разрешить ее в какой-то мере могла бы система книжного проката и платных читальных залов. Тем самым разомкнутая цепь “издательство – магазин – покупатель” наконец приобрела бы необходимую завершенность, а ее звенья – надежную обратную связь.


Думается, что открытие платных читальных залов при книжных магазинах будет приветствоваться немалым числом истинных книголюбов, для которых чтение – “род недуга”. Кроме того, зачастую научному работнику или студенту вовсе нет необходимости приобретать ту или иную книгу, а вполне достаточно в одном случае более или менее поверхностного ознакомления с ней, в другом – более глубокого, с выписками или снятием копий. А значит, в таком гипотетическом книжном заведении должна быть соответствующая множительная техника – ксероксы, сканеры. Так что теперь слово за книготорговцами.


Комментарий редакции. Разумеется, мы попытались выяснить отношение к предлагаемым новациям директоров ряда казанских книжных магазинов. Нетрудно догадаться, что оно неоднозначное. Одни считают их неприемлемыми, ссылаясь на низкую культуру массового читателя и сомнительность прибыли при очевидных затратах. Другие, почему-то сразу насторожившись, ушли от ответа, сославшись на срочные дела. Видимо, сочли преждевременным высказывать собственную точку зрения, не зная наверняка, что по этому поводу думает хозяин магазина или вышестоящее начальство. И наконец, если обобщить ответы еще одной части наших респондентов, то их позиция и аргументы следующие: “Конечно, читальный зал при магазине – явление не новое, такие факты в истории книжного бизнеса есть. Но, к сожалению, в советское и постсоветское время эта тенденция не получила должного развития. Раньше ее было трудно реализовать из-за пресловутого книжного дефицита. Не очень вписывается она и в нынешнее прагматичное время, когда производство и реализация книжной продукции ориентированы на максимальную прибыль. Вместе с тем мы считаем, что предоставление подобных услуг, хоть и сопряжено с определенными издержками, способно тоже приносить прибыль. Начнем с того, что это действенная реклама издательств и фирм, реализующих книжную продукцию. Во-вторых, это наличие постоянных клиентов, а также наиболее доступный способ выявления покупательского спроса. В-третьих, это все же платные услуги, а следовательно, пусть и небольшой, но дополнительный доход. Другое дело, как все это организовать. Прежде всего для читального зала необходимо просторное и обустроенное помещение, с доступом к базе данных фирмы, то есть оснащенное компьютерами и оргтехникой. И в целом, чтобы овчинка стоила выделки, работа читального зала должна быть организована на самом высоком техническом уровне – от системы выдачи книг, которая, безусловно, должна отличаться от традиционной библиотечной, до мер безопасности от нерадивых и, увы, нечистых на руку читателей”.


Данное мнение рождает осторожный оптимизм и надежду на то, что рано или поздно представители нашего книжного бизнеса все же обратятся к опыту своих предшественников – с пользой для большой категории читателей и с выгодой для себя.


Борис КУНИЦЫН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще