Пока пенсионерка раскатывала по миру на велосипеде, от нее ушел муж
«Куда вас, сударь, к черту понесло! Неужто вам покой не по карману?» – поет Д’Артаньян – Боярский в известной экранизации «Трех мушкетеров» Дюма. Заблуждается доблестный гасконец – дело вовсе не в деньгах. Сегодня большинство путешественников – люди небедные, и именно это обстоятельство не дает им усидеть на месте.
В начале ноября двое казанцев – учитель английского языка Павел Грачев и IT-инженер Ален Хайруллин отправились в 244-дневный велопробег, поставив целью обогнуть земной шар. Путешественникам предстоит накрутить на спидометры более 20 тысяч километров, проехать через 13 стран с двумя передышками – Тихий и Атлантический океаны они перелетят на самолетах.
У экстремальной кругосветки два пропагандистских повода: 100-летие аналогичной кругосветки земляка путешественников Онисима Панкратова, с которой повелась история республиканского велотуризма, и Всемирные студенческие игры в Казани. Остается пожелать, чтобы колеса наших велопутешественников опровергли пессимистическое заявление гоголевских мужиков насчет колес – «В Казань не доедет» – и благополучно докатились до дома.
В последнее время марафонские велопробеги по планете вошли в моду. Минувшим летом пара набережночелнинских молодоженов отправилась на велосипедах в свадебное путешествие во Вьетнам. С учетом расстояния их медовый месяц может затянуться на полгода! Но влюбленных это не смущает: тренировки они начали уже в день свадьбы, подкатив к загсу не на традиционном «окольцованном» лимузине, а на… велосипедах, убранных, как и невеста, в белый наряд. Стартовал «медовый» велопробег тоже символично – от памятника велосипеду.
В том, что супруги путешествуют вдвоем, есть своя логика. В 1995 году автору этих строк пришлось пообщаться с велостранницей из Карелии 70-летней Ниной Баженовой, которая по выходе на пенсию с велосипеда практически не слезала, опровергнув диагноз врачей, приговоривших ее к инвалидности. Правда, как пошутила Нина Дмитриевна, за свое увлечение ей пришлось заплатить: когда путешественница, исколесив едва ли не весь тогда еще Советский Союз, вернулась домой, она не обнаружила в нем мужа – не выдержав одиночества, тот ушел к другой, более оседлой даме.
Впрочем, помимо гарантии сохранения супружеских уз путешествие в четыре колеса имеет немало других преимуществ. По мнению велосипедиста с 10-летним стажем марафонских пробегов Алена Хайруллина, одному в дороге трудно и некомфортно. А двое – оптимальный вариант. Если надо отлучиться, будет кому присмотреть за техникой, вещами, ведь охотники «приделать ноги» колесам не переводятся.
В свое время воры прервали международный супермарафон Москва – Пекин венгерских спортсменов Ласло Шимона и Альберта Банки. На границе Татарстана и Марий Эл они зашли перекусить в кафе «Илеть», опрометчиво оставив технику без присмотра. И были за это жестоко наказаны: исчезли сумки с деньгами и документами, а главное – четырехскоростной велосипед сопровождения, специально изготовленный для них на Йошкар-Олинском механическом заводе!
Хотя подобные случаи, скорее, исключение из правил. В 1993 году в Казани сделал краткий «привал» американец Дэвид Барр, совершавший кругосветный пробег на мотоцикле. Самым необычным в этом путешествии было то, что мотоциклист лишен обеих ног – потерял их на войне во Вьетнаме. До Казани он уже «намотал» 96 000 километров по Африке, Азии, Китаю… В Забайкалье пересек государственную границу Российской Федерации. Так вот он восхищался доброжелательностью, с которой отнеслись к нему сибиряки. Когда его «Харлей» попал в аварию, мужики из рыбацкого поселка отремонтировали мотоцикл, а самого Дэвида до отвала накормили икрой и семгой, снабдив съестным запасом в дорогу.
Пенсионерка Амина Гафарова очаровалась музой странствий в 74 года. Чтобы на старости лет посмотреть мир, ей пришлось продать двухкомнатную квартиру в Казани, на которую давно имели виды родственники. Первый маршрут Амины-апы пролегал в Индию, которую она полюбила за сентиментальные кинофильмы. Затем была Япония, о которой она знала лишь по маркам телевизоров и прочей бытовой техники. После чего последовал круиз по Италии, Франции, Германии и Нидерландам, потом и вовсе махнула в Америку. Возможно, кроме чисто познавательного интереса старушка-путешественница преследовала вполне практическую цель остаться
- Заявкой в книгу рекордов можно считать попытку известного казанского предпринимателя Камиля Шайдарова первым в мире подняться на Эльбрус в… автомобиле. Альпинист-экстремал достиг рекордной отметки – 4600 метров!
Ее примеру в свое время последовала 57-летняя набережночелнинка Ирина Пашкова. Правда, продавать квартиру ей не пришлось – деньги на заграничные поездки она зарабатывала своим трудом, «наскребая» их в прямом и переносном смысле по копейке, больше 20 лет работая дворником. Она, можно сказать, осуществила несбыточную мечту миллионов постсоветских россиян – увидеть мир на одну зарплату. К этой мысли она, специалист с университетским образованием, пришла задолго до пенсионного возраста, кардинально поменяв профессию и образ жизни. Устроилась дворником-смотрителем на две ставки, поднакопила деньжат и отправилась в двухнедельный автобусный тур по Европе – Польша, Германия, Франция, Голландия, Бельгия. На следующий год уже самолетом – в Рим. Туры, конечно, приходилось выбирать самые дешевые, но за десять лет она побывала практически во всех европейских столицах!
Но одно дело путешествовать на велосипедах, мотоциклах, автобусах, самолетах, и совсем другое – пешком. Первое, что невольно приходит на память, это знаменитое путешествие тверского купца Афанасия Никитина за три моря. Однако были другие, хотя и менее известные, путешествия в Индию. Об одном из них поведала древняя рукопись, обнаруженная в научной библиотеке им. Лобачевского КФУ.
Автор книги «Записки Исмаила Бекмухамедова» рассказывает, что в 1751 году из слободы близ Оренбурга отправился богатый торговый караван. В Бухаре его догнал гонец с приказом: купцам отправиться в Индию в качестве послов, разведать торговые пути в таинственную неизведанную страну. Миссия оказалась чрезвычайно трудной. Купцам пришлось идти через охваченные войнами государства, преодолевая пустыни и горы. Обратно Исмаил возвращался уже через Дамаск и Стамбул, потеряв всех своих товарищей и лишившись последних средств. На родину отважный путешественник вернулся лишь через 34 года…
Как говорится, от великого до смешного – один шаг. Даже если шаг этот измеряется тысячами километров. Спустя три века после трагического, полного тяжких испытаний похода Исмаила по его маршруту «налегке» и совершенно с иной целью отправилась жительница Татарстана Зухра Галимзянова, по пути вставив «фитиль» пограничникам и таможенникам, как отечественным, так и зарубежным.
Замыслив предпринять хадж в Мекку, куда пилигримкам-одиночкам хода нет, она решила добраться сначала до Индии, и уж оттуда, присоединившись к «караванам» мусульманских паломников, «боингом» улететь в Саудовскую Аравию. И этот авантюрный план ей почти удался! Зухра отправилась в Таджикистан, горными тропами перешла границу с Афганистаном, добралась до Кабула, откуда самолетом авиакомпании «Ариана» вылетела в Дели.
С пятидневной визой пребывания в кармане пассажирка в черном одеянии сошла с трапа самолета и расстелила прямо на бетонке молитвенный коврик. Она так долго совершала намаз, что про нее попросту забыли. Воспользовавшись этим, женщина незаметно покинула летное поле, минуя пограничный и таможенный контроль. Однако дальнейшее нелегальное положение оказалось не по силам даже столь фанатичной путешественнице. Измученная, она в очередной раз расстелила коврик, но уже перед зданием российского посольства, моля отправить ее к священному камню Каабы.
Представители местных властей, задержавшие странную женщину, схватились за головы: в ее документах не было ни одной пометки таможенных и пограничных служб! Пока нелегалка находилась под арестом, российские дипломаты срочно собирали ей деньги на авиабилет. Только не в Мекку, а на родину.
С каждым годом совершение традиционного хаджа становится все безопасней и комфортней. В Мекку добираются самолетами, автобусами, прочим транспортом – о пешем способе передвижения нет и речи. Тем интереснее было познакомиться с человеком, совершившим паломничество пешком, – 63-летним жителем Йошкар-Олы Константином Смирновым. Правда, ходил он не в Саудовскую Аравию, а, как подобает истинному христианину, в Иерусалим, к Гробу Господню. За несколько месяцев пенсионер преодолел более четырех тысяч километров! Шел с рюкзачком и деревянным посохом, питался чем Бог пошлет, пил воду из источников, ночевал, завернувшись в прорезиненный плащ, как библейский пастух в овечью шкуру.
Многие, должно быть, помнят про необычные пешие путешествия казанского пенсионера Командирова, который без специальной туристской экипировки прошагал от родного города до географического центра Азии – столицы Тувы Кызыла. На это у него ушло 138 суток, из которых 105 были чисто «ходовыми». Шел, в основном, вдоль железнодорожных путей, отмерив 4023 километра, питался в станционных буфетах и столовых, спал в залах ожидания, а то и вовсе где придется. Истоптав три пары обуви, вернулся домой и тут же сел за составление очередного маршрута – на этот раз к географическому центру Европы.
Не менее интересными и познавательными бывают путешествия на гораздо меньшие расстояния. В 1977 году сотрудник республиканской молодежной газеты «Татарстан яшьлэре» Рафик Юнусов предпринял многодневный репортерский марафон «Волга – река братства». Начал он его от истока Волги-матушки в селе Волговерховье. С 10-килограммовым рюкзаком за плечами, «лейкой и блокнотом» шел он по большакам и проселкам от села к селу, от города к городу. Плутал по лесу, кружил по болоту, ночевал в гостиницах, деревенских избах, а то и просто в стогу. Прошел Новгородскую, Калининскую, Ярославскую, Горьковскую области, Чувашию, Татарию – в среднем по 50 километров в день. При этом писал репортажи и путевые заметки, которые передавал по телефону в газету.
И все же самым экзотическим путешествием стоит признать виртуальный «космический» марафон работника фирмы «Татхимфармпрепараты» Рустема Ганиатуллина, поставившего целью на своих двоих достичь… Луны (384 467 километров!). Самое интересное, что к 2001 году, когда им была поставлена такая цель, большую часть пути он уже преодолел, прошагав и пробежав за 35 лет более 240 000 километров. Суточная норма неутомимого пешехода – 30 километров. За свои скоростные качества он даже попал в российский аналог Книги рекордов Гиннесса, одолев за неделю 836 километров. А идея довести свой рекорд до космических высот ему пришла случайно, когда в очередной пробежке он наступил на спичечный коробок с изображением Луны.
Заявкой в книгу рекордов можно считать и попытку известного казанского предпринимателя Камиля Шайдарова первым в мире подняться на Эльбрус в… автомобиле. Альпинист-экстремал достиг рекордной отметки – 4600 метров. Выше не заезжал еще ни один автомобиль с бензиновым двигателем. Свою высокогорную машину он создал на основе внедорожника, избавив его от лишнего веса и оборудовав всеми необходимыми атрибутами, включая лебедки и карабины. Вместе с ним «пятитысячник» штурмовала команда из 12 опытных скалолазов, которые прокладывали дорогу его машине, лебедками вытаскивали ее на трудных участках трассы. К сожалению, интенсивное таяние ледника остановило дальнейшее автовосхождение. Покорение вершины имени 1000-летия Казани команде пришлось завершать пешком.
…В моих записных книжках немало рассказов участников самых невероятных и рискованных путешествий. А их в последнее время становится все больше. Недавно вот возвратились в Казань участники комбинированной арктической экспедиции Дмитрий Портнов, Ильшат Марданов и Дамир Паймухин. Сколько у них, должно быть, накопилось впечатлений!
Козьма Прутков говаривал: «Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом; в) чесать, где чешется». Насчет «вкушать» и «чесать» – вопрос, скорее, вкуса, но с тем, что беседовать с путешественником можно бесконечно, не поспоришь.