Завтра в Казани открывается V съезд Всемирного конгресса татар (ВКТ), который будет проходить два дня и соберет более 800 делегатов из 67 регионов России и 38 стран мира. Главное, что предстоит сделать участникам масштабного форума, – это подвести итоги работы конгресса за пять прошедших лет и определить дальнейшую стратегию его деятельности.
Накануне съезда на вопросы «РТ» ответил председатель исполкома ВКТ, депутат Государственного Совета Ринат Закиров.
– Ринат Зинурович, какими событиями, связанными с деятельностью ВКТ, вам запомнился уходящий год?
– Во-первых, дан ход новому, очень важному направлению нашей работы. Речь идет о содействии развитию сельского предпринимательства. Весной этого года мы собрали в Казани свыше четырехсот сельских предпринимателей из десятков регионов Российской Федерации. Состоялся обстоятельный разговор о современных методах хозяйствования на селе, предприниматели делились своим опытом. В работе этого схода принял участие Президент Рустам Минниханов. Как вы знаете, в последние годы в Татарстане уделяют большое внимание новым формам хозяйствования на селе. По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия, сегодня в республике создано, например, свыше 800 семейных ферм.
Во-вторых, летом этого года состоялся V Всемирный форум татарской молодежи. Работа с молодежью – очень важное направление деятельности Всемирного конгресса татар. Скажу откровенно: меня обнадеживает и восхищает наша молодежь. Я увидел огромный энтузиазм и заинтересованность молодого поколения татар в продолжении важного дела сохранения нации, приумножения ее духовных богатств. Не только делегаты, но и мы, организаторы этой встречи, получили огромный заряд оптимизма. С такой молодежью у нашего народа, несомненно, есть будущее.
В-третьих, ВКТ и Татарстан впервые по-крупному обозначили свои позиции на Дальнем Востоке. Прошедшим летом во Владивостоке при участии татар из всех регионов Дальнего Востока состоялся федеральный Сабантуй. Наша активность здесь полностью созвучна с позицией федерального центра, прилагающего большие усилия для развития этой части страны. Осуществляется и давняя мечта татар Приморья: на самом красивом месте у побережья океана поднимется Соборная мечеть.
Я назвал только наиболее важные события уходящего года. Жизнь конгресса и его организаций полна событий огромного смысла.
– Двадцать лет – много это или мало для такой авторитетной общественной организации, как Всемирный конгресс татар?
– Давайте напомним читателям: Всемирный конгресс татар возник на волне патриотического подъема в начале 90-х годов прошлого века, когда многие страны, народы пришли в мощное движение, ярко обозначившее стремление представителей различных этносов выразить свое национальное своеобразие. И с учетом той обстановки, которая сложилась на тот момент в республике, руководство Татарстана, прежде всего в лице его первого Президента Минтимера Шариповича Шаймиева, приняло – мы это видим уже с позиций сегодняшнего дня – очень правильное решение. А именно: организовать энергию этого движения, направить ее, скажем так, в правильное, позитивное русло…
Двадцать лет – фактически это возраст юноши, вступающего в зрелую пору. Образно говоря, тот «юношеский максимализм» был присущ работе исполкома в начале пути. Постепенно наша деятельность обретала осмысленный, уравновешенный характер – если судить по делам, «юноша взрослел». Сегодня, на исходе второго десятилетия деятельности ВКТ мы чувствуем твердую опору под ногами, уверенно держимся в бурных водах общественных и мировых процессов, избегая любых крайностей.
– Всемирный конгресс татар объединяет большое количество организаций не только в России, не только в Татарстане, но и почти в сорока странах, где компактно проживают татары. Ринат Зинурович, какие актуальные задачи решает сегодня исполком ВКТ?
– Прежде всего перед этими организациями и в целом перед татарским народом стоят задачи по сохранению своей самобытности, реализации духовных потребностей. А эта работа предполагает достаточно широкий спектр деятельности. Здесь важно все – начиная от системы образования, заканчивая возрождением вековых традиций, в том числе светских и религиозных праздников.
Сегодня каждый народ, большой или малочисленный, независимо от своих «размеров», пытается найти себя в современном мире, определить пути и методы самосохранения и тем самым ответить на вызовы времени. А вызовы сегодня колоссальные…
Возьмите ту же тему глобализации. Хотим мы того или нет, она коснется представителей всех народов и определит новый порядок жизни каждой из наций. К примеру, нужно учитывать всплеск миграции в мире, большое движение народов. Уже сейчас здесь ожидаются серьезные проблемы.
За прошедшие десятилетия татары, как и многие народы России, заявили о себе в этом постоянно меняющемся мире достаточно громко и основательно.
В повседневной жизни татарской нации в условиях новой, демократической России, вообще, на мой взгляд, произошло немало положительного!
Мы многое вернули из своего исторического наследия, возродили процесс формирования национального и исторического самосознания, привели этот процесс в последовательное движение. Этому способствовала и общая обстановка в стране и, конечно же, внутренняя энергия нашего народа.
– Какие основные вопросы планируется обсудить на съезде?
– Съезды ВКТ, как известно, проводятся раз в пять лет. Первый съезд, напомню, состоялся в 1992 году. Подготовка к нынешнему форуму идет очень активно, на большом эмоциональном подъеме. Делегатов избирают буквально все организации – в разных странах мира, в регионах России, в Татарстане, ни одна не осталась в стороне. Такие настроения можно понять, поскольку съезд воспринимается как событие, где решаются основные и самые актуальные для нас вопросы.
У татар сегодня, я могу об этом прямо сказать, есть ряд проблем, которые вызывают озабоченность, они обсуждаются повсеместно – и в СМИ, и в ходе многочисленных встреч и собраний на местах. Эти вопросы в первую очередь и будут вынесены на обсуждение съезда. Каждый делегат за эти два дня получит возможность высказать свое мнение – либо на пленарном заседании, либо в ходе работы секций.
Программа съезда очень насыщенная, нам есть о чем поговорить – о путях развития татарской нации, о роли истории, культуры и национального образования в формировании самосознания народа, о реалиях и перспективах «татарского» информационного пространства.
Есть ряд новшеств. Одно из них – концепция сохранения национальной идентичности татарского народа. Этот проект, к выработке которого мы долго шли, привлекали к работе над ним ученых, будет обсуждаться на одной из секций съезда. Концепция дает оценку нынешнему состоянию развития нации, определяет цели, задачи и деятельность ВКТ на следующий пятилетний период.
Еще одно новшество – специально подготовленная к съезду презентация Татарской социальной сети в Интернете. Будет организована отдельная секция в IT-парке в Казани. Значение информационных технологий в современной жизни, согласитесь, переоценить трудно. Подготовку портала «Татар иле» – «Татарский мир» мы начали еще в марте этого года. Главная цель проекта – под эгидой ВКТ консолидировать татар, живущих в разных странах в общей информационной системе, искать новые совместные векторы общения.
Одно из секционных заседаний будет посвящено вопросам, неизменно вызывающим острый интерес. Это очень актуальные сегодня темы современного состояния истории, образования, культуры, самосознания татарского народа. Достаточно сказать, что только между двумя съездами издано более трехсот книг о жизни, истории проживающих в разных частях света татар. Они пишутся сегодня практически в каждой местности, каждом регионе. Конечно, эти истории везде свои, но обязательно увязанные с общенациональными тенденциями. Люди все больше интересуются, кто они, откуда. И размышления над этими вопросами потом превращаются в книги. Все эти материалы помогают сохранить историческую память для потомков.
– Какую тему, на ваш взгляд, могут заострить делегаты съезда?
– Это прежде всего вопросы национального образования. Они сегодня – одни из самых обсуждаемых. Кажется, нет человека в нашей стране, которого бы так или иначе не задевали образовательные реформы. На мой взгляд, модернизация системы образования излишне затянулась, порой создается впечатление, что соответствующие ведомства руководствуются собственными представлениями о том, «как все должно быть». Уверен: сломать старый уклад сферы образования – не лучший выход. С сокращением национальных школ ухудшается ситуация с языками, национальной культурой… А ведь у нас уже был такой негативный опыт в прошлом веке, зачем же повторять ошибки?
Можно не сомневаться, что абсолютно все мы заинтересованы в сохранении в нашем общем доме стабильности, мира и согласия. Но для такой многонациональной страны, какой является Россия, в том числе Татарстан, это возможно лишь при условии сохранения самобытности каждого проживающего здесь народа. И ключевое место в этом процессе объективно занимает сфера образования.
Какие бы процессы глобализации ни были присущи современному миру, нужно видеть и другую сторону: нельзя унифицировать языки, культуру в массовом порядке. Ни один народ не согласится передавать такое «наследство» своему молодому поколению. Потребность человека ощущать себя частью целого, знать свои корни, обладать духовным богатством, накопленным предками, сегодня очень и очень велика. В конце концов, и воспитанность человека, уровень его культуры определяются не кучей разнообразных знаний, а пониманием своего места в этом мире, и это понимание должно формироваться на базе родного языка, традиций своего народа.
– Вы придаете очень большое значение работе с молодежью…
– А как иначе? Последние десять лет мы делаем ставку на конкретную работу с различными группами населения, но в первую очередь, вы правы, ориентируемся на молодежь. В последние годы в разных частях мира стали появляться общественные организации, объединяющие татарскую молодежь. Они активно возрождают языковые и культурные традиции, устраивают различные тематические акции, посвященные, например, популяризации в молодежной (и не только) среде татарского языка. Радует, что наша зарубежная молодежь неравнодушна к нему. Главный форпост в этом процессе, безусловно, семья. Так, в Австралии все молодые выходцы из татар знают родной язык. Но и кроме него, еще по четыре-пять языков, что делает их конкурентоспособными, например, в сфере образования. Это тоже штрихи к современному облику зарубежной татарской диаспоры.
Впрочем, чтобы найти общий язык с молодежью, быть для нее интересными, мы и сами должны вовремя схватывать новшества, внедрять в процесс воспитания и обучения подрастающего поколения, начиная с детского сада и школы, современные интерактивные их формы.
Можно гордиться тем, что у нас в Татарстане молодежь вообще энергично проявляет себя во всех общественных сферах. Не случайно же республика стала центром студенческого спорта, местом проведения Всемирной универсиады. Это наш бонус, результат того внимания, которое уделяет молодежной политике руководство Татарстана, в том числе создавая уникальную спортивную инфраструктуру. Мы пошли по правильному пути, открывшись миру и с этой стороны.
Другим приоритетным направлением исполкома ВКТ является работа с предпринимательским сообществом. Как я уже говорил, для нас очень важна категория сельского предпринимателя.
В поле зрения держим вопросы религии, поскольку она является неотъемлемой частью духовной жизни любого народа. Сегодня эта тема обрела новые аспекты, в республике они еще и связаны с известными трагическими событиями летом нынешнего года, когда было совершено покушение на духовных лидеров Татарстана.
– Ринат Зинурович, свою деятельность конгресс активно распространяет на регионы России и зарубежья. Расскажите об этих направлениях работы.
– Татары в зарубежье все активнее объединяются для общения на основе своих культурно-исторических традиций. Такие организации зарегистрированы недавно в Великобритании, Испании, Нидерландах. Активно работают диаспоры в Финляндии, Германии, Турции, Китае, Австралии. Объединились во Всеамериканскую ассоциацию татар наши соплеменники, проживающие в США.
Идет активный процесс объединения татар Европы. Например, они уже провели объединительную общеевропейскую конференцию. Такой формат общения существенно облегчает обмен опытом, формами работы. Примером того, как стремятся к общению на родном языке соотечественники за рубежом, является польская община. Татар в Польше немного, около 600 человек, и чтобы обучить детей татарскому языку, представители общины договорились с преподавателями… из Литвы. Учитель ездит два раза в неделю в другую страну, чтобы дать уроки родного языка!
Высок авторитет татар в финском обществе. Из уст руководителей этой страны не раз звучали слова благодарности в адрес диаспоры за яркий пример сохранения татарами национальной самодостаточности. Есть и другой немаловажный фактор – наши диаспоры нередко являются неким своеобразным мостом в выстраивании отношений зарубежных государств и России.
– Но тянутся наши соплеменники все-таки прежде всего к своей исторической родине, к Татарстану?
– Дорога им сюда всегда открыта. Мы с радостью поддерживаем эти связи, организуем, например, для детей-татар специальные языковые лагеря, устраиваем праздники, соревнования, олимпиады. Но это лишь малая часть работы. Я уже говорил, что мы стараемся охватить самые разные группы нашего народа, используя такие формы, как съезд учителей татарского языка, съезд татарских имамов. При конгрессе работает женская общественная организация «Ак калфак».
Человек не должен метаться в поисках своего «я», искать обходные пути самоидентификации. Дать почувствовать ему, что он часть своего народа с богатой историей и культурой, – это и есть главный вектор деятельности Всемирного конгресса татар. Для нас важно, чтобы самочувствие татар за рубежом было позитивным, чтобы они тянулись к истокам своей нации. По их признанию, после общения с представителями исторической родины они получают положительный заряд, у них возрастает интерес ко всему происходящему у нас в республике, в России.
Исполком в данном случае находится в центре этих процессов.