Российская столица на три дня стала центром высоких технологий
На прошлой неделе в Москве завершился первый международный форум «Открытые инновации». Предприниматели, чиновники и ученые сообща решали проблемы привлечения инновационного бизнеса в Россию. В работе форума принял участие Президент РТ Рустам Минниханов.
Программа мероприятия включила в себя «круглые столы», дискуссии, которые были посвящены различным аспектам инновационного развития России и мирового сообщества. В качестве спикеров выступили более трехсот ведущих экспертов в этой области со всего мира. Мероприятия форума посетили свыше четырех тысяч представителей бизнеса, чиновников, ученых.
Ставка на регионы
В ходе «круглого стола» по вопросам развития высоких технологий в субъектах страны председатель правления ОАО «Роснано» Анатолий Чубайс заявил: ключевую роль в создании инновационной экономики России играет деятельность региональных властей.
– Вы не представляете себе, насколько важной является позиция первого лица субъекта Федерации. Благодаря его энергичным действиям регион способен встать на путь инновационного развития, – заявил Анатолий Чубайс. В качестве подтверждения своего тезиса он привел пример Татарстана.
Руководители ряда субъектов Федерации, предприниматели обсудили, что нужно, чтобы территория стала привлекательной для размещения инновационного бизнеса. Президент Татарстана Рустам Минниханов в своем выступлении, в частности, отметил: создание условий для развития инновационного бизнеса в России должно быть общей задачей региональных властей и федерального центра. Рустам Минниханов подчеркнул: у каждого субъекта есть свои конкурентные преимущества и свой опыт в развитии инноваций. Президент рассказал о работе, проводимой в этом направлении в Татарстане.
Директор по стратегии и развитию бизнеса Philips в России, Украине, Беларуси и Средней Азии Елена Сябренко отметила:
– Нашим региональным руководителям надо дать больше свободы, чтобы для решения многих вопросов им не приходилось обращаться к Президенту. К тому же бюджетные ограничения не позволяют реализовывать долгосрочные проекты, которые не вписываются в рамки трехгодичных или годичных бюджетов. А ведь инновационные или инвестиционные программы зачастую долгоиграющие.
Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов подчеркнул: необходимо на федеральном уровне предусмотреть льготные налоговые режимы для инновационного бизнеса, наукоемких компаний, действующих в кластерах, в частности, на площадках промышленных парков, как это было сделано в «Сколково». Кроме того, нужна поддержка высококвалифицированным специалистам в малых городах, поскольку кадровая проблема везде стоит остро.
Аплодисментами было встречено выступление губернатора Кировской области Никиты Белых, который отметил: идея инновационного развития страны не воспринимается сейчас обществом как главенствующая, ее необходимо популяризировать.
– Выйдите на улицу и спросите, что люди думают о «Сколково» и инновациях. Уверен, что ответы вас удивят. В сознании подавляющего большинства людей – это массовое разворовывание государственных денег, не приносящее никакого результата. А политическая система выстроена таким образом, что она обращается к тем проблемам, которые понятны людям, – сказал Никита Белых.
Он отметил, что власти регионов, выбирая, например, между повышением зарплаты учителям или масштабной поддержкой инноваций, вынуждены выбирать первое.
– А еще одно повышение зарплаты учителям – и можете забыть про поддержку инноваций, потому что ресурсы ограничены. В настоящее время бюджеты всех регионов находятся на пределе, нужно выполнять тот объем социальных обязательств, который взят на себя государством. Взят же он потому, что главной действующей силой является потребитель, а не инноватор, – заявил губернатор.
Наука для авиаотрасли
В рамках форума «Открытые инновации» ОАО «Аэрофлот» и Казанский национальный исследовательский технологический университет заключили договор на разработку противообледенительной жидкости (ПОЖ) нового поколения. Реализация проекта снизит зависимость авиаотрасли от поставок импортной ПОЖ, причем цена отечественного продукта будет на 10–15 процентов ниже импортного.
Также решится вопрос экологической безопасности. Жидкость отечественного производства создадут на основе монопропилена, не являющегося токсичным, отметил советник генерального директора по инновационному развитию ОАО «Аэрофлот» Андрей Полозов-Яблонский.
– Созданием жидкости будет заниматься группа разработчиков из преподавателей, аспирантов и студентов кафедры химической технологии переработки нефти и газа, – пояснил ректор КНИТУ Герман Дьяконов.
Получением отечественной жидкости озадачились после прошедшего в Москве в декабре 2010 года ледяного дождя. Тогда авиакомпания понесла убытки: подвели западные поставщики и многие рейсы пришлось отменить.
Светодиодная дорога
В дни форума состоялась презентация федерального пилотного проекта «Инновационная дорога». По этому проекту реконструируют городскую улицу в Москве, участок дороги регионального значения в Рязанской области и автодорогу в Татарстане (участок Шали – Бавлы).
На всех трех участках планируется внедрить передовые технологии – в частности, светодиодное освещение трасс и прилегающих территорий, инновационные материалы для увеличения срока эксплуатации дорожного покрытия и объектов дорожной инфраструктуры, интеллектуальные транспортные системы, энергонезависимые системы освещения, инфраструктуру для электрического транспорта и пешеходного движения.
– Светодиодные технологии уличного и дорожного освещения способны создать необходимые комфорт и безопасность для жителей. Специальные оптические системы современных светодиодных светильников обеспечивают качественное освещение и непревзойденные показатели по цветопередаче. Белый свет светодиодных светильников воспринимается как более яркий и наиболее близкий к естественному, тем самым увеличивается видимость для водителей и пешеходов, – отметил генеральный директор компании «Филипс и Оптоган» Андре Рихтер.
Ожидается, что опытные участки автодорог будут введены в эксплуатацию в 2014 году. Во время реализации проекта запланировано внесение изменений в нормативную базу, что позволит применять инновационные технологии в автодорожном строительстве в масштабе всей страны.