Я знала, что «дополнительными» поездами лучше не ездить. Но забыла об этом. И в очередной раз испытала все прелести пути в вагоне, которому лучше было бы исполнять роль декорации для антирекламы, способной отвратить зрителей от мысли путешествовать поездами.
Дело было в праздники, подарившие четыре выходных, и я собралась в гости в Москву. Все решилось буквально накануне поездки, а мы знаем, что в выходные и праздничные дни поток пассажиров между Казанью и Москвой немалый. Но вот удача – билетов на нужное число было много, и даже плацкарты, и даже нижние места. «Поезд дополнительный, сформирован на праздники», – сказала кассир. В глубине сознания шевельнулось
И что же? Не знаю, как остальные вагоны этого состава, но наш 16-й вагон оказался на сто процентов «дополнительным». Древний, с деревянными щелястыми рамами окон. То, что в целом жесткий и некомфортный – ладно, переживем. Но к этому добавился отвратительный туалет, избавить который от запаха, видимо, уже невозможно за старостью лет; титан оказался прохудившимся, и из него начал литься кипяток, грязный пол (а на улице была слякоть) никто не вымыл. Для чая у проводников оказались стаканы из тонюсенького стекла, причем подстаканников в наличии не было. Пассажиры либо ждали, пока чай немного остынет, либо прихватывали стаканы полотенцами – взяться руками за горячее стекло было невозможно. Вообще, все кругом было так неаккуратно, что вызывало здоровое чувство брезгливости, и чай заказывать было боязно. Но пришлось, чтобы попытаться согреться.
Потому что в вагоне было еще и холодно – на дворе осень. Спать мы с моей соседкой легли в одежде и шерстяных носках. Расправляя одеяло, попутчица сморщила нос: «Не переношу такие „ароматы“!» Одеяла действительно сильно пахли. Отсыревшей шерстью с примесью то ли табака, то ли
…Не спалось. А тут возле купе проводников случился митинг в защиту прав пассажиров. Правда, в единичном лице – уверенная в себе и знающая свои права женщина пришла выяснять причину постигших нас всех неудобств. «Ругалась» она спокойно, настойчиво и очень даже вежливо. Проводники оправдывались нехотя. В конце концов явился начальник поезда. На сторону пассажиров он, увы, не встал. А все претензии женщины разбились о железную логику его ответов,
А пока, натянув шапку и погружаясь в сон, я думала: какая же замечательная у меня работа. Любая жизненная ситуация может стать темой для статьи. Лежу, мерзну, а в голове уже складываются строчки…
Как я уже сказала, это был не первый опыт передвижения в вагоне дополнительного поезда. В другой раз, тоже в праздники, я ехала в таком поезде из Казани в Санкт-Петербург. Заходя в наш купейный вагон, пассажиры грустнели: все-таки, заплатив почти четыре тысячи рублей, люди рассчитывали на комфортную дорогу, а не на обшарпанный вагон без малейших признаков уюта. Грусть усилилась, когда выяснилось, что соседний вагон вполне себе со-
временный, с биотуалетом. То есть «сборную железной дороги» составили «из того, что было». Сюда попали как новые,
хорошие «игроки», так и списанные экземпляры. Проводник миролюбиво разводил руками: что дали, на том и едем. Кстати, во время той поездки погода стояла прохладная, а ночью в окна вагона так дуло, что я сильно простудилась, разболелась и чуть не испортила свадьбу подруги, на которую, собственно, и ехала.
Сложилось впечатление, что дополнительные составы собирают из чего попало буквально накануне рейса. Проводники словно сами впервые попадают в вагон вместе с пассажирами и не знают, работает ли у них то или иное оборудование, все ли есть необходимое. Мои попытки прояснить ситуацию у компетентных лиц успехом не увенчались: представитель Горьковского филиала Федеральной пассажирской компании, ответственной за формирование поездов по Казани, узнав, в чем суть вопроса, перестал отвечать на звонки.
Пришлось довольствоваться комментарием сотрудника Казанского региона ГЖД, пожелавшего остаться неназванным.
Обновлением подвижного состава занимается Москва, новые вагоны распределяются по всем дорогам. Так что в регионах работают в тех условиях, в которые поставлены. В периоды повышенного спроса в праздничные дни привлекают вагоны, находящиеся «в отставке». Вагонное депо должно привести их в соответствие с нормативом – отремонтировать, обеспечить топливом и нормальными постельными принадлежностями. Недоработки – на совести исполнителей на местах. Но в любом случае старый вагон есть старый вагон с соответствующим уровнем комфорта.
Наше предположение: может быть, дифференцировать стоимость проезда для «нормальных» и древних дополнительных поездов? Может быть, тщательнее готовить составы и проводников?
Чтобы разочарований было меньше.