Мы работаем в структурах вчерашнего дня, методами сегодняшнего дня, над проблемами завтрашнего дня. Такая парадоксальная мысль, характеризующая работу современных печатных СМИ, прозвучала на информационно-практической конференции, прошедшей вчера в Казани.
Конференция на тему «Издатель и полиграфист. Диалоги о перспективах газетного бизнеса» собрала руководителей газетных медиахолдингов, издательств и типографий из крупных городов России и стран СНГ.
Открывая мероприятие, заместитель руководителя пресс-службы Президента РТ Фарит Шагиахметов ознакомил собравшихся с ситуацией на медиарынке Татарстана.
Сегодня в республике зарегистрировано 1008 СМИ, 683 из которых – печатные. В крупных городах республики издается немало бесплатных газет, которые стали размещать не только рекламу, но и материалы общественно-политического характера, что повысило интерес читателей.
Фарит Шагиахметов ознакомил собравшихся с удачным опытом реформирования районных газет республики, отметив, что сегодня эти издания зарабатывают на рекламе 60 процентов средств на свое содержание, тогда как раньше субсидии районкам составляли до 80 процентов их бюджетов.
Участники конференции отметили, что дела на медийном рынке Татарстана в сравнении с другими регионами страны выглядят вполне благополучно. Например, по количеству печатных изданий (440) на тысячу жителей республика не уступает развитым европейским странам. В среднем по России этот показатель равен 219.
Характеризуя сегодняшнее положение мировых средств массовой информации, в том числе печатных, выступающие отмечали, что в последние годы наблюдается бурный рост тиражей газет и журналов в Азии и Латинской Америке. В основном это происходит за счет Китая и Индии, резко наращивающих выпуск печатной периодики. В Европе и США, наоборот, выпуск периодики в бумажном варианте сократился на 17 процентов. В целом же за последние пять лет всемирный тираж газет и журналов повысился на пять процентов.
Согласно различным исследованиям печатные СМИ имеют наибольшую степень влияния на людей. Тем не менее серьезную конкуренцию им в последнее время стали составлять цифровые СМИ. Предполагается, что к 2015 году в России 90 процентов населения станут пользователями Интернета, а это очень серьезный вызов для газет и журналов.
Возможность сохранения сегодняшних газет и журналов собравшиеся на конференции специалисты, учитывая мировой опыт, видят в создании современных медиагрупп, которые одновременно станут выпускать печатную и интернет-версии своего издания, будут выходить в формате видео. Только такие интегрированные медиагруппы могут выжить в условиях начавшегося века информации, подчеркивали участники обсуждения.
После основных докладов участники конференции провели «круглый стол», на котором обсудили ситуацию в газетном бизнесе, а также посетили типографию «Идел-Пресс».