Российский авиапром должен выйти из кризиса

Принципиальное решение о создании объединенной авиастроительной компании принято 22 февраля на заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации, которое провел в подмосковном Жуковском Президент РФ Владимир Путин.

Автор статьи: Ирина ДУРНИЦЫНА

information_items_1347366262

Принципиальное решение о создании объединенной авиастроительной компании принято 22 февраля на заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации, которое провел в подмосковном Жуковском Президент РФ Владимир Путин. В обсуждении одного из самых актуальных вопросов развития современной российской экономики принял участие Президент Татарстана Минтимер Шаймиев.


До начала заседания гости Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е.Жуковского побывали в святая святых института – трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128 и в лаборатории ресурсных испытаний натурных авиаконструкций. Здесь проходят испытания не только отечественные, но и зарубежные самолеты – сегодня в портфеле института около 300 контрактов с зарубежными фирмами, такими как “Боинг”, “Рокуэл Интернэшнл” (США), “Даймлер-Крайслер”, “Аэроспейс Эйрбас” (Германия), “Эмбраер” (Бразилия), а также с Китайским центром аэрокосмических исследований и Японской авиационной корпорацией. Аэродинамическая труба обеспечивает полное моделирование реальных условий полета при трансзвуковых скоростях и не только является единственной в России, но и превосходит зарубежные аналоги. Кстати, здесь установлен макет вертолета “Ансат” производства Казанского вертолетного завода, который испытывался в ЦАГИ. Другая машина татарстанского производства – бомбардировщик Ту-160 – проходит сегодня испытания в лаборатории ресурсных испытаний натурных авиаконструкций.


Как сказал Президент России Владимир Путин, открывая заседание, дискуссия по этому вопросу идет давно, обсуждение явно затянулось. Он подчеркнул необходимость принятия окончательного решения о том, “каким будет вектор развития отрасли”, отметив при этом, что авиапром должен оставаться одним из наиболее значимых направлений российской экономики. Среди негативных тенденций отечественного авиастроения Президент РФ назвал усиливающуюся неконкурентоспособность гражданской продукции, износ оборудования, отток кадров, падение технологического уровня производств. По его мнению, отрасль не получила “адекватной современным требованиям системы управления и эффективных экономических инструментов, способных обеспечить и стабильное функционирование отрасли, и ее инвестиционную привлекательность”, а значит, и обеспечить России значимую долю и вес на мировом рынке. Сегодня, как считает Владимир Путин, необходимо четко определить, на каком сегменте мирового рынка авиапродукции следует сконцентрировать ресурсы и получить видимые результаты. Особо нужно помнить, что расчет только на внутренний рынок не обеспечит устойчивую работу и равномерную загрузку предприятий (современный авиационный рынок – глобальный), в борьбе за этот рынок невозможно опираться только на протекционистские меры (это прямой путь к снижению качества одного из высокотехнологичных производств), необходимо самое широкое использование кооперационных связей (это позволит расширить географию партнерства и нарастить экспортный потенциал). В итоге авиастроительный бизнес должен стать коммерчески выгодным и привлекательным.


В докладах руководителя рабочей группы Госсовета РФ, главы администрации Воронежской области Владимира Кулакова и министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко прозвучали предложения по решению проблемы. В конечном итоге все они сводились к тому, что эффективное управление в авиастроительной отрасли должно осуществляться при объединении усилий государства и отечественного бизнеса. Важно от разработки производства всей номенклатуры летательных аппаратов и оборудования перейти к концентрации усилий в наиболее востребованных рынком направлениях, обеспечивающих экономическую целесообразность их производства. При этом ставка должна делаться на создание продукции, отвечающей самым жестким требованиям мирового рынка. По мнению большинства участников заседания, выход из сложившейся сегодня кризисной ситуации – в создании объединенной авиастроительной компании, мощного холдинга, который позволит не распылять средства, а направлять их на действительно перспективные проекты. По словам Виктора Христенко, создание объединенной компании предполагает консолидацию на двух уровнях – консолидацию активов и консолидацию бизнеса, проводить которые нужно одновременно, иначе практически вдвое могут увеличиться сроки создания объединенной компании, место в которой найдут все авиастроительные предприятия страны.


Свою точку зрения на проблему объединения высказал Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Согласившись с тем, что принятие решений по данному вопросу затянулось и сегодня действительно нужно создать мощную объединенную компанию, он отметил, однако, что в этом процессе еще немало вопросов без ответов. По мнению главы Татарстана, сегодня есть опасность, что при объединении в холдинг уровень эффективности отдельных предприятий и стартовые возможности будут снижены, что сделает их менее привлекательными для зарубежных партнеров. Что касается перспектив авиастроения в целом, то, по мнению Минтимера Шаймиева, главное, что мешало развитию отрасли и еще может мешать в будущем, – это групповые интересы. “Они настолько губительны, что иногда граничат с преступлением”, – подчеркнул Президент Татарстана.


Минтимер Шаймиев напомнил, что даже в самые трудные перестроечные годы Татарстан поддерживал развитие авиастроения в республике. За это время на сохранение и дальнейшее развитие отрасли было потрачено около 500 миллионов долларов из республиканского бюджета. Удалось поднять в воздух вертолеты Ми-8, Ми-17, Ми-38 и “Ансат” (сегодня у КВЗ есть заявки на 300 таких вертолетов), самолет Ту-214. Последний уже доказал свою конкурентоспособность: сегодня эти машины закупили три российские авиакомпании – “Дальавиа”, “Российская транспортная компания”, “Трансаэро”. Еще около двухсот миллионов долларов вложено Татарстаном в разработку ближнемагистрального самолета Ту-324. При определенных условиях республика может уже в 2007 году начать серийное производство этого самолета, который не только сравним с лоббируемым сегодня региональным самолетом RRJ, но и превосходит его по отдельным показателям, например, по расходу горючего. Со всей ответственностью Президент Татарстана заявил, что республика готова форсировать производство самолетов. В этом году, по его словам, татарстанский авиапром может изготовить четыре машины Ту-214, в 2006-м – шесть, а к 2007 году выйти на производство 10 таких машин. Кроме того, как отметил глава республики, сегодня достигнуто соглашение о том, что в Татарстане будут изготавливаться ближнемагистральные самолеты Ту-334 (уже в следующем году их предполагается произвести четыре, а в 2007-м выйти на 20 машин).


По мнению Президента Татарстана, чтобы улучшить ситуацию в отрасли, сегодня необходимо как минимум удвоить объем лизинговых вложений, те же 6 миллиардов рублей, которые предполагается выделить на эти цели из российского бюджета, – практически ничто. Реализация самолетов через финансовые лизинговые компании – “неплохая форма работы”, но ее надо “подпитывать”, сказал он. При этом важно, чтобы в отрасль пришли крупные отечественные инвесторы, банки, тогда и иностранные инвестиции пойдут активнее.


В завершение заседания Владимир Путин отметил, что такие отрасли, как авиационно-космическая, в которые вкладывались миллиарды долларов и интеллектуальные возможности поколений, нуждаются в особом внимании со стороны государства и его роль должна быть значительной. Ни у кого нет сомнений в том, что это правильный выбор, подчеркнул глава государства, говоря о создании объединенной авиастроительной компании. “Поэтому будем считать, что решение принято окончательно”, – сказал он.


Владимир Путин попросил Правительство РФ в самое ближайшее время подготовить проект указа и план действий по созданию объединенной компании.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще