Село трех религий

Алексеевский район славится своими «изюминками», проехать мимо которых просто невозможно. Вот как, скажите, не побывать в селе, которому на днях исполнилось 250 лет?

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

information_items_49085

Алексеевский район славится своими «изюминками», проехать мимо которых просто невозможно. Вот как, скажите, не побывать в селе, которому на днях исполнилось 250 лет?

Это официальный возраст Шамы. А по мнению археологов, работавших здесь в середине тридцатых годов прошлого века, село много старше. Шама – ближайшая соседка Билярска, выросшего на месте древнего Биляра, чей возраст исчисляется тысячелетием.

Согласитесь, разве могла пустовать удобная территория всего в пяти километрах от крупнейшего по тем временам города? Нет, конечно. А вспомним клады, которые находят здесь и по сей день. При раскопках, например, обнаружили старинную золотую подвеску. А сравнительно недавно местный житель, копаясь в собственном огороде, нашел горшок с медными и чугунок с серебряными монетами XVII–XVIII веков.

Но нет официальных документов – и шаминцы, люди не амбициозные, согласны «помолодеть» в несколько раз.

Вместе – не тесно

– Галя, ты Годзиллу мою не видала? – спрашивает товарку одна из женщин, вышедших встречать коров с выпаса.

– А чего ее искать-то? Небось, опять в Хохлах бродит.

Именно со знакомства с Хохлами, то есть частью села под названием Хохловка, и началось наше знакомство с Шамой. На первый взгляд, улица как улица. Разве что лужайки перед воротами не по-осеннему зеленые, на что, видно, и польстилась не наевшаяся за день Годзилла. Откуда столь необычное для русско-татарско-чувашского села название улицы?

– Это не улица, а кормышок… – говорит Александр Гайнуллин, экс-председатель шаминского колхоза, канувшего в Лету, а ныне – депутат местного совета.

Заметив мое замешательство, он поясняет:

– Кормышок – это сторона деревни. Ну, уголок, что ли… Есть кормышок татарский, есть – русский, есть и чувашский. Но разделение очень условное, вроде как топография населенного пункта. На самом деле село очень дружное, по числу смешанных браков мы, наверное, в числе первых по району. А из какого языка к нам кормышок пришел, уже и не определить. У нас ведь в селе особое наречие. Бывает, гости приедут, усядутся все за стол. Первое время на одном языке говорят, а потом начинается такая беседа на смеси трех наречий, что весь смысл с ходу уловить не удастся ни русскому, ни татарину, ни чувашу…

Все чуваши села – язычники, не православные и не мусульмане. А вот фамилии у них в основном татарские – поначалу чуваши приняли мусульманство, а потом вернулись к прежней вере. Религиозные праздники здесь отмечают всем селом, независимо от вероисповедания. Чувашский Мунгун на три дня обгоняет православную Пасху и мусульманскую Кызыл Ямырка, так праздники плавно переходят один в другой. Рождество славят опять же все. Но не стоит думать, что село только и делает, что празднует. Работать здесь всегда любили и умели. По сей день лучшие в районе строители, например, – родом из Шамы.

  • Религиозные праздники здесь отмечают всем селом, независимо от вероисповедания. Чувашский Мунгун на три дня обгоняет православную Пасху и мусульманскую Кызыл Ямырка, так праздники плавно переходят один в другой

Пока мы пытаемся разобраться в происхождении шаминских слов и обычаев, женщина проводит мимо нас беглянку Годзиллу. Мельком отмечаю, что имечко она свое вполне оправдывает – небольшой такой слон, а не корова…

– Так вот, есть у нас и хохляцкий кормышок, – продолжает Гайнуллин. – Здесь когда-то служилые украинцы жили. Их потом в Ямкино переселили, а улица так и осталась Хохловкой. Украинцы, понятно, за столько лет обрусели, однако фамилии свои сохранили. У меня, к примеру, родственник есть – Шило. А я – Гайнуллин. Отец у меня татарин, мать – чувашка. И такие сочетания у нас здесь на каждом шагу.

Про школьные фрески и качество обучения

За разговором мы незаметно добираемся до местной школы. Учатся здесь полсотни мальчишек и девчонок. В этом году шестеро выпускников, в будущем – только двое. Зато качество обучения на высоте: нынче два золотых медалиста. Все выпускники поступили на бюджетные отделения вузов.

Первоклашек нынче пятеро. Как тут не вспомнить, что всего десять лет назад учеников в школе было в два раза больше. Да и число жителей села за эти годы уменьшилось с пятисот до трехсот с небольшим. Причины этого очевидны – работы на селе, особенно для квалифицированных кадров, явно недостаточно.

Правда, Шама вовсе не производит впечатления умирающего села: дома все больше добротные, крепкие, да и подсобное хозяйство практически у всех в порядке – в большинстве дворов не по одной корове держат. Но молодежь все равно хочет жить по-городскому. Тем не менее, подчеркивает Николай Портнов, глава Билярского сельского поселения, в состав которого входит и 250-летняя Шама, в будущем году ожидается уже большее количество первоклашек. Местный садик, недавно переехавший под школьную крышу, заполнен до отказа. Вероятно, федеральная программа по улучшению демографической ситуации делает свое дело – малышей в селе прибавилось. А недавно билярская амбулатория пополнилась сразу тремя новоиспеченными врачами.

  • Самая интересная деталь школьного интерьера – настенная роспись в кабинетах. То ли краски особые использовал художник, то ли технику какую хитрую применял, только за сорок лет настенные картины ничуть не выгорели и не поблекли

Школа в Шаме – с богатой историей, с прекрасным краеведческим музеем, созданным много лет назад ветераном педагогического труда Анатолием Гавриловичем Чугуровым. Экспозиция богатая, чего только нет. И старинный ткацкий станок – кросна, и деревянная маслобойка, и ручные жернова, и кузнечные меха, народные костюмы… Причем все настоящее, а не реконструкция какая-нибудь. Кстати, часть экспонатов шаминцы передали болгарскому музею хлеба.

Хорошие кабинеты, просторные чистые коридоры, из школьной столовой тянет вкусными запахами. Но самая интересная деталь школьного интерьера – настенная роспись в кабинетах. Дело в том, что еще сорок лет назад Анатолий Чугуров расписал стены школьных классов и музейных комнат настоящими фресками – рисунком по сырой штукатурке. Понятно, картины тематические: в кабинете математики – циркуль и алгебраические формулы, в географическом – глобус, животные и растения, в кабинете русского языка и литературы – книги и портреты классиков.

В кабинете биологии по настенной росписи можно изучать природу родного края. Местная речушка и прибрежная зона здесь изображены в разрезе. В верхней части стены – водная гладь с утками и прочей живностью, лес, в нижней – почва со всеми нюансами, даже кротовый ход с его создателем изображены.

Удивительно, но за сорок лет рисунки ничуть не потеряли своей четкости и яркости. То ли краски какие-то особые Анатолий Гаврилович придумал, то ли какую-то технику хитрую применял, но роспись благополучно пережила несколько ремонтов.

– Мы бережем эти росписи, – рассказывает директор шаминской средней школы Венера Юлдашева. – Прекрасно, когда человек оставляет о себе такую память. Кстати, его руками сделаны и шкафы для хранения препаратов, и даже парты в некоторых классах.

Еще один примечательный элемент школьного двора – небольшой памятник Солдату-освободителю. Работа при всей своей оригинальности выполнена рукой непрофессионального скульптора. Автор памятника – бывший директор шаминской средней школы Василий Михайлович Хлопов.

Талантами местная земля всегда была богата.

…В свои 250 лет Шама по-прежнему молода и хороша. Скоро здесь появится модульный фельдшерско-акушерский пункт, в будущем учебном году местная школа пополнится без малого двадцатью первоклашками. Заметили мы в селе и несколько новостроек. Значит, есть будущее у Шамы, и мы искренне надеемся, что оно будет счастливым.

наша справка

По легенде проезжали по этим местам на телегах с семьями и скарбом два мужика – татарин Шамиль и чуваш Егор. Путь им преградила река. Один из путешественников успешно перебрался на другой берег, а у второго сломалось колесо. И решил он, коль так вышло, вообще через реку не перебираться, а устроить себе жилище на этом берегу. Так и стали жить Шамиль с Егором на разных берегах. Сначала в шалашах, потом дома построили. Деревня постепенно разрасталась, но при этом татары непременно селились к Шамилю, а чуваши – к Егору. Но это легенда. Судя по документам, 250 лет назад лесную поляну к востоку от Билярска облюбовали шесть семей язычников, перебравшиеся сюда из села Шихран Цивильского уезда. Так было положено начало маленькому селу Сухая Шама, которое потом переименовали в Егорьевское. Через четыре года туда же переселились татары, которые пришли из Билярска и Барана. Позже из Белоруссии переехали десять украинских семей. Затем в Шаме стали селиться русские из близлежащих деревень и сел.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще