Климат в отдельной квартире

Иметь в квартире собственную систему отопления и не зависеть от прихотей коммунальной системы – это замечательно. В городах республики действует программа по переходу на индивидуальное отопление.

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

information_items_49066

Иметь в квартире собственную систему отопления и не зависеть от прихотей коммунальной системы – это замечательно. В городах республики действует программа по переходу на индивидуальное отопление. Плюсов в ней много. Но так ли хорошо все в этом деле продумано?

Нововведение уже коснулось немалого числа татарстанцев – по официальным данным, двухконтурными котлами оборудовали около 30 тысяч квартир в 41 районе. Но ничто так не помогает разобраться в любом вопросе, как личный опыт. Для нашей семьи его получение было вызвано скорее вынужденной необходимостью, чем желанием. Началось все еще несколько лет назад. Жильцов нашего небольшого дома в Елабуге стали агитировать за установку двухконтурного котла (того, который обеспечивает квартиру и теплом, и горячей водой). Говорили, что местная котельная старая, как и сети, что пора ее ликвидировать…

ИНИЦИАТИВА БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Люди, как известно, с недоверием воспринимают все новое. Большинство жильцов нашего дома были против кардинальных перемен. Но, видимо, задача была поставлена жестко, потому что осенью работы начались без согласия всех жителей. По поведению коммунальных чиновников было понятно: процесс запущен, и он неотвратим. Да и холода подступали неотвратимо. Поэтому главным стал вопрос не «что делать», а «как».

Установка котлов по республиканской программе ведется централизованно, через Фонд газификации Татарстана. Это значит, что в дом приходят несколько бригад и производят необходимые работы. Здесь кроется первая закавыка: сами жильцы не вступают в договорные отношения с исполнителями, а значит, повлиять на качество работ непросто. Не ты рассчитываешься (хотя все расходы в итоге ложатся на жильцов, в рассрочку) – не ты хозяин положения.

Бригада, начавшая работу в нашем доме, доверия не вызвала совсем. Трубы мастера прокладывали криво, к вечеру были навеселе. Не устраивало и то, что всех гребли «под одну гребенку»: если ты участвуешь в программе, то котел тебе повесят только такой, а не другой. Радиаторы – только алюминиевые, а не чугунные: проект для всех единый. Конечно, на каждого не угодить, но полное отсутствие альтернативы подвигло нас решать проблему самостоятельно, по примеру других соседей.   

Пришлось разбираться во всех тонкостях вопроса, советоваться со специалистами, искать рабочих и брать кредит. В итоге мы получили вызывающий у нас доверие и менее шумный импортный котел, установили его так, чтобы в маленькой кухне все разместилось по возможности компактно, поставили чугунные радиаторы, а рабочие прислушивались к нашим пожеланиям. Все работы тогда, несколько лет назад, обошлись примерно в 70 тысяч рублей.  

НЕТ ТЕПЛОТРАССЫ – НЕТ ПРОБЛЕМ

Дома сразу стало теплее, чем в предыдущие зимы. Но скоро мы выяснили: в ветреные дни нужно включать котел на полную мощность, при этом платить теперь приходилось уже по счетчику. Пришлось взяться за замену оконных рам и входной двери на новые, герметичные. А это снова дополнительные траты. То же самое сделали многие соседи – не очень хотелось отапливать за свой счет улицу.

Фонд газификации на своем сайте отмечает, что установка индивидуальных котлов исключает главную проблему коммунальных служб – изношенность существующих теплотрасс, потому что эти теплотрассы больше не нужны. Хорошо и газоснабжающим организациям: им проще работать с неплательщиками, ведь можно отключить каждого конкретного жильца, который не платит за услуги. 

Получается, что изящно решаются извечные коммунальные проблемы, хотя бы в части теплоснабжения и обеспечения горячей водой. Не нужны больше и малые нерентабельные котельные, содержание которых требовало больших расходов. Но вполне ли справедливо, что делается это за счет жильцов? Ведь они должны в рассрочку, в течение пяти – семи лет платить за установку двухконтурного котла и все проведенные в их квартирах работы. Общая сумма за 2011 год составила от 73,2 тысячи рублей для однокомнатной квартиры до 87,9 тысячи рублей – для четырехкомнатной. Я уж не говорю о том, сколько шума, грязи и пробитых стен «обеспечили» демонтаж и установка отопительных радиаторов, реконструкция газопровода.

Еще один вызывающий беспокойство момент – демонтаж отопления в подъездах и подвалах домов, где установлены квартирные котлы. Действительно, кто должен платить за отопление этих мест, если в каждой квартире – свой газовый счетчик? Однако люди замечают: в таком случае отсыревают и начинают разрушаться стены подвалов. И задаются вопросом: к чему это может привести через несколько лет?

Об этом спрашивают, например, пенсионеры Беляевы из Елабуги. В их квартире зимой температура не поднимается выше 13 – 15 градусов, хотя котел работает на полную мощность. В неудачную комбинацию сошлись старые оконные рамы, пустующие квартиры соседей, где котлы едва теплятся, первый этаж и ледяной пол – в подвале ведь теперь холодно. Кроме того, снизу в комнаты веет холодом через огромные щели. Утеплить квартиру самостоятельно пожилые люди не в состоянии, добиться этого от жилищников пока тоже не смогли: жилая площадь приватизирована. Наверное, неплохо было бы проводить обследование жилья, прежде чем что-то    менять? 

ШАЛЯТ ДАТЧИКИ

Хорошо, что люди, желающие установить дома котел, получают рассрочку – не у всех есть возможность сразу рассчитаться за работы. Но участники программы, с которыми довелось пообщаться, считают не до конца продуманным вопрос предоставления гарантий. Сервисная служба Фонда газификации бесплатно обслуживает оборудование в течение двух лет. Затем, в случае поломки, придется за свой счет ремонтировать котел, за который еще не расплатились! А в худшем варианте – и новый покупать. Что в таком случае делать людям с низкими доходами? Так, одна из соседок-пенсионерок уже заплатила за ремонт около двух тысяч рублей. Ждать деталь из Казани пришлось около месяца, хотя уже наступил отопительный сезон. Люди высказываются за то, чтобы в каждом городе было полноценное представительство сервисной службы. В Елабуге сейчас, чтобы позвать на помощь, нужно звонить в единый сервисный центр в Казань, оттуда заявка поступает местному мастеру. Последний, видимо, очень загружен, потому что приходит по вызову не сразу, говорят жильцы.

Еще более серьезный вопрос – безопасность. С газом шутки плохи, именно поэтому в каждой квартире, где есть двухконтурный котел, устанавливается сигнализатор загазованности. Но несколько месяцев назад в нашем подъезде произошел такой случай: престарелая бабушка уснула, поставив кастрюлю на плиту, огонь погас, и в квартиру начал поступать газ. Женщина уже впала в полуобморочное состояние, когда к ней зашла соседка. Она почувствовала сильный запах газа и вызвала аварийную бригаду.

Почему же не сработал сигнализатор, который отключает подачу газа в квартире в случае утечки? Сотрудники аварийной службы предположили, что-либо    была небольшая концентрация газа (хотя утечка продолжалась довольно долго), либо датчик не сработал. В любом случае информация о возможной неполадке не была передана тем, кто отвечает за обслуживание котлов, – система взаимодействия между службами, по всей видимости, не налажена. А сама хозяйка квартиры, как оказалось, даже не знает о наличии датчика и его функциях. Между прочим, немало котлов находится во владении таких же пожилых и несведущих людей…

Сотрудники МЧС, кстати, тоже обеспокоены складывающейся ситуацией. Есть вопросы и у энергетиков. Они поясняют: в домах, где централизованно устанавливаются котлы, не проводится необходимая подготовительная работа. Сюда нужно подводить резервную линию, ведь теплогенераторы в квартирах выключаются, если прекращена подача электроэнергии. Любая авария – и люди останутся без отопления. Энергетики говорят, что такая проблема существует во многих районах республики. По их мнению, нужно было, по меньшей мере, обеспечить жителей источниками бесперебойного питания. Они могут хотя бы несколько часов поддерживать работу котла в случае отключения электричества.

СОХРАНИТЬ НЕРВЫ И ПОЛУЧИТЬ ТЕПЛО

Возможно, не слишком удачен и тот простой путь, по которому пошли специалисты при монтаже «выхлопной трубы» двухконтурного котла. Она заведена в пробитое во внешней стене кухни отверстие. И около каждого кухонного окна теперь торчат парящие трубы. Воздух, который попадает в комнаты при проветривании, думается, чище от этого не становится. 

Один из безусловных плюсов программы – удешевление стоимости коммунальных услуг. Хотя и тут все индивидуально. Мы, например, стали платить гораздо меньше летом, когда потребление газа снижается, зато зимой, когда котел работает постоянно, сумма выходит немалая. А вот соседи на целый день уходят из дома на работу и свой котел выключают, так что их платеж совсем небольшой…

Местным властям нередко приходится сталкиваться с тем, что люди высказываются против перехода на индивидуальное отопление. Причины тому разные, в том числе и вполне объективные. Кто-то, например, много времени проводит в другом городе у детей и внуков, иные квартиры временно пустуют по другим причинам. Выключить котел зимой нельзя, трубы могут разморозиться, но разве можно оставлять оборудование без присмотра? Пожилым одиноким людям (а их очень много в малоэтажных старых микрорайонах, где преимущественно и устанавливают котлы) просто страшно связываться с непонятной техникой. Ведь на кухне у тебя появляется целая мини-котельная, которой надо управлять. 

Есть и психологическая причина – свойственное человеку неприятие всего нового. С большим напряжением сил пережив всю ту эпопею, сейчас мы радуемся тому, что можем сами определять климат в своей квартире. Особенно это ощущается осенью, когда все мерзнут в своих домах и ждут начала отопительного сезона, а мы включаем котел и наслаждаемся теплом. 

Думаю, если при реализации программы будут учтены пожелания жителей, усилено внимание к вопросам обслуживания и безопасности,  «переходный период» будет стоить всем куда меньших затрат нервов и сил. Ведь плюсы новой системы очевидны.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще