Во вторник с летно-испытательной станции КАПО им. Горбунова руководство Татарстана и Хабаровского края, российских авиакомпаний и других предприятий авиационной отрасли, а также коллектив КАПО торжественно проводили первый серийный среднемагистральный пассажирский самолет Ту-214 в далекий Хабаровск – город, в котором казанский “Туполев” нашел родной ангар.
Прошло более пяти лет с того дня, как детище АНТК им. Туполева (ныне АО “Туполев”) и КАПО им. Горбунова покинуло сборочный цех авиационного завода и совершило свой первый полет. Но в тяжелые времена родился “Туполев”. Страна пребывала в глубоком кризисе, лайнер оказался невостребованным, хотя, по экспертным оценкам, для обновления российского самолетного парка требовалось более полутора тысяч самолетов.
“Мы выстрадали эту машину”, – такими словами открыл митинг Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Глава республики от имени Правительства, Госсовета и всех татарстанцев, неравнодушных к судьбе казанского лайнера, поблагодарил самолетостроителей за то, что они, несмотря на трудности, задержки с заработной платой, с нуля построили самолет и подняли его в воздух.
Наверное, ни за какую другую отрасль мы так не переживали, как за самолетостроение, и потерять его было бы преступно, сказал Минтимер Шарипович. Однако до сих пор отдельные крупные авиакомпании при участии высокопоставленных представителей государства российского лоббируют интересы иностранных производителей и ратуют за покупку тех же “Боингов” или аэробусов концерна “Эрбас Индастри”. Если авиапредприятия России отдадут предпочтение иностранным машинам, тогда отечественному самолетостроению придет конец. А следом – и ракетостроению, и высокотехнологичным отраслям вообще. Это отбросит нашу страну на десятки лет назад, считает М.Шаймиев.
В дополнение к словам Президента первый заместитель министра транспорта России Александр Нерадько констатировал: наши летчики хотят летать на отечественных самолетах, поэтому российское авиастроение должно жить и развиваться. Что, в свою очередь, приведет к подъему экономики в целом.
Правительство РФ не осталось совсем глухим к этим проблемам. Руководство Татарстана сыграло не последнюю роль в том, что три российских авиационных завода – Воронежский, Ульяновский и Казанский – определены приоритетными в строительстве гражданских самолетов.
По словам генерального директора КАПО Наиля Хайруллина, хабаровское авиапредприятие “Дальавиа”, куда отправился Ту-214, – первая компания, с которой у самолетостроителей завязались деловые отношения. Предприятие было заинтересовано в приобретении современного пассажирского самолета, отвечающего всем международным нормам и вместе с тем доступного по цене. Но средств для этого не хватало, а приемлемой финансовой схемы, которая позволила бы осуществить задуманное, еще не было.
Но свет в конце тоннеля появился два года назад – с созданием московской Финансовой лизинговой компании (ФЛК), учрежденной АО “Татнефть”, банком “Зенит” и ИФК “Солид”. В мае прошлого года между Правительством Татарстана, администрацией Хабаровского края, КАПО, “Дальавиа” и ФЛК было заключено пятистороннее соглашение о передаче авиакомпании в лизинг двух “Туполевых”. Как сообщил председатель правления банка “Зенит” Алексей Соколов, Татарстаном и Хабаровском было выделено 16 млн. долларов – соответственно 10 и 6 млн. долларов с каждой стороны. На эти деньги были закуплены двигатели производства АО “Пермские моторы” и авионика.
Самолеты должны окупить себя за 8 лет. Причем оставить всех партнеров с немалой прибылью. К примеру, республика в виде налогов рассчитывает получить 9 млн. долларов. Всего ФЛК намерена передать в лизинг пока 6 казанских машин. В связи с этим сейчас ведутся переговоры с такими авиакомпаниями, как “Красноярские авиалинии”, “Трансаэро”, “Новосибирские авиалинии”, ГТК “Россия” и другие. А вообще объем потенциального заказа на Ту-214 оценивается более чем в 30 машин, “раскрыл карты” гендиректор ФЛК Евгений Зарицкий.
Первая “ласточка” уже улетела. Самолет планируется использовать на линии Хабаровск – Москва, а также для полетов в Корею и Китай. Выступая на митинге, первый вице-губернатор Хабаровского края Виктор Тевелевич выразил уверенность, что вскоре их авиапредприятию будет передан и второй лайнер. Он вспомнил ушедшего из жизни несколько лет назад генерального директора КАПО Виталия Копылова, при котором завод приступил к строительству самолета нового поколения, но который, к сожалению, не дожил до нынешних полетов “Туполева”.
Не пришлось участвовать в знаменательном событии и генеральному конструктору АО “Туполев” Алексею Туполеву (сыну выдающегося авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева) – на днях его проводили в последний путь…
Президент наградил особо отличившихся работников КАПО и Казанского филиала АО “Туполев” Почетными грамотами РТ, а также сообщил о присвоении некоторым из них звания “Заслуженный машиностроитель Республики Татарстан”. Такое звание присвоено и Наилю Хайруллину.
В заключение торжественного мероприятия, в котором также принимали участие Премьер-министр Татарстана Р.Минниханов, вице-премьер – министр экономики и промышленности РТ С.Когогин, вице-премьер – министр транспорта и дорожного хозяйства РТ В.Швецов, главный федеральный инспектор по РТ М.Галимарданов, мэр Казани К.Исхаков и другие, Минтимер Шаймиев вручил генеральному директору ГУАП “Дальавиа” Павлу Севастьянову символический ключ от Ту-214.