11 мая состоялась восьмая пленарная сессия Государственного Совета.
Перед началом заседания Председатель парламента Ф.Мухаметшин сообщил депутатам о регистрации Центральной избирательной комиссией РТ народного депутата Республики Татарстан по Зареченскому территориальному избирательному округу №69 Юрия Назмеева и поздравил его от имени коллег.
Проект повестки дня сессии, предложенный Президиумом, включал 17 вопросов. Ф.Мухаметшин внес предложение рассмотреть еще один вопрос – о подтверждении назначения кандидатуры на должность представителя в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от исполнительного органа Республики Татарстан: Президент М.Шаймиев издал соответствующий указ и направил его в Госсовет на согласование. С другими предложениями выступили М.Курманов и С.Осколок. В итоге повестка дня была утверждена из 18 вопросов.
Главным событием пленарной сессии стало формирование нового состава Кабинета Министров. В соответствии со статьей 111 Конституции РТ М.Шаймиев представил на утверждение парламента кандидатуру Р.Минниханова на должность Премьер-министра Республики Татарстан.
– Народ республики на недавних выборах Президента сделал свой выбор, – сказал в своем выступлении М.Шаймиев. – Это высокое доверие надо через дела оправдывать. А для этого надо иметь сильную исполнительную власть, повседневную деятельность которой возглавляет Премьер-министр.
За три года работы, по словам Президента, Р.Минниханову удалось создать энергичную, деятельную команду.
Затем слово было предоставлено Р.Минниханову. (Его выступление публикуется в этом номере газеты).
С вопросами к Р.Минниханову обратился А.Штанин, которого интересовало, когда Правительство представит на рассмотрение парламента проекты закона о Кабинете Министров и бюджетного кодекса. Р.Минниханов ответил, что закон очень нужен, и пообещал ускорить процесс его разработки.
С.Осколок предложил провести открытое, а не тайное, как это предусмотрено Регламентом парламента, голосование. Депутаты согласились с этим предложением, и большинством голосов (117 при одном воздержавшемся) Р.Минниханов был утвержден в должности Премьер-министра.
Затем М.Шаймиев внес предложение об образовании, упразднении и преобразовании отдельных министерств и государственных комитетов Республики Татарстан. По словам Президента, такой шаг необходим сегодня в целях формирования более эффективной структуры Кабинета Министров в соответствии с требованиями экономических преобразований. М.Шаймиев предложил упразднить три министерства и 10 государственных комитетов. При этом создаются пять новых министерств, два преобразовываются. Таким образом, структуру нового Правительства М.Шаймиев предложил создать из 18 министерств и одного государственного комитета. Функции ликвидированных структур передаются новым министерствам, пояснил Президент, отвечая на вопросы депутатов С.Осколка и Ф.Мусина. Например, функции Госкомитета по защите прав потребителей теперь отойдут к Министерству торговли и внешнеэкономического сотрудничества, а его прежний руководитель станет одним из заместителей министра.
Затем депутаты почти единогласно проголосовали по предложенным Президентом персоналиям, которые не вызвали у Госсовета возражений. (Состав нового Кабинета Министров публикуется в этом номере газеты).
Свои пожелания новому составу Правительства высказали депутаты И.Тагиров и Т.Миннуллин, которые попросили уделять особое внимание бюджетной сфере (прежде всего, в вопросах о заработной плате) и реализации Закона “О языках народов Республики Татарстан”.
По мнению Президента, у Премьер-министра сложилась целостная команда, которая уже наработала определенный опыт. М.Шаймиев предложил упразднить систему кураторства вице-премьеров над отдельными сферами жизнедеятельности республики, замкнуть всех министров непосредственно на Председателе Правительства, в значительной мере подняв меру их ответственности.
Далее Президент тепло поблагодарил за добросовестную работу в прежнем составе Правительства И.Хайруллина, А.Гаянова и Х.Муртазина, которые, как отметил М.Шаймиев, очень многое сделали, будучи на руководящей работе, и теперь уходят на заслуженный отдых. Он не исключил, что их опыт еще пригодится. Так же тепло он поблагодарил бывшего вице-премьера А.Конюшеву, которая уже приступила к работе в новой для себя должности генерального директора АО “Холод”.
После этого депутаты приняли постановление Госсовета о подтверждении назначения Р.Алтынбаева представителем в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан. Согласно новому федеральному закону о порядке формирования Совета Федерации вновь избранные руководители регионов должны направлять в верхнюю палату российского парламента своих представителей. Кандидатура Р.Алтынбаева, как сообщил депутатам М.Шаймиев, лично у него не вызывала никаких сомнений, так как это человек, который знает республику изнутри, уже успел вникнуть в московские дела и имеет желание служить в интересах Татарстана. Депутаты голосовали почти единогласно.
По представлению председателя Верховного суда РТ Г.Баранова парламентарии избрали судей Верховного суда РТ
Депутаты рассмотрели подготовленный к третьему чтению законопроект “О внесении дополнения в статью 12 Закона Республики Татарстан “О плате за землю”, который представил председатель Комиссии по бюджетно-финансовым вопросам И.Сафиуллин. Вернувшись к процедуре второго чтения, они обсудили сравнительную таблицу поправок, появление которых было вызвано новыми правилами перечисления в федеральный бюджет земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения, приняв во внимание позицию Прокуратуры РТ. В связи с этим потребовалось изменить название законопроекта – “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О плате за землю”. Закон принят в целом.
Председатель Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики М.Курманов представил на третье чтение два законопроекта: “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О статусе народного депутата Республики Татарстан” и “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов Республики Татарстан”. В процессе доработки они также изменили названия – “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Республики Татарстан о статусе народного депутата Республики Татарстан” и “О внесении изменений в отдельные законы Республики Татарстан о статусе народного депутата местного Совета народных депутатов Республики Татарстан”. Оба закона приняты в целом. В первом законе появились ссылки на федеральное законодательство и Регламент Госсовета. Была отклонена поправка, предусматривающая увеличение количества помощников народного депутата РТ с двух до пяти – парламентарии посчитали, что круг их полномочий, предусмотренных Конституцией и законом о статусе депутата, не расширился.
Во втором чтении, а затем и в целом парламентарии приняли проект закона “О признании утратившим силу Закона Республики Татарстан “О международных договорах Республики Татарстан”. Поправки носили исключительно редакционный характер и не вызвали возражений.
Депутаты рассмотрели в первом чтении два законопроекта – “О внесении изменений в Закон Республики Татарстан “О выборах народных депутатов Республики Татарстан” и “О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан “О Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан”, внесенные в порядке законодательной инициативы депутатом А.Штаниным. В первом документе поправки направлены на ликвидацию двойных стандартов при проведении выборов в Государственный Совет и местные Советы народных депутатов Республики Татарстан, приведение статьи 36 Закона “О выборах народных депутатов Республики Татарстан” в соответствие со статьей 70 Конституции РТ. Необходимость внесения изменений во второй документ также обусловлена, на взгляд А.Штанина, приведением закона в соответствие с федеральным законодательством.
Первый законопроект был принят в первом чтении, а второй, после содоклада В.Логинова, председателя профильной Комиссии по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей, отклонен, так как, по мнению депутатов, нуждается в доработке.
Законопроект “Об обращениях граждан в Республике Татарстан” был внесен в парламент в порядке законодательной инициативы уполномоченным по правам человека в РТ Р.Вагизовым. С содокладом выступил заместитель председателя Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики З.Ягудин. Как отметил, представляя документ, Р.Вагизов, статья 2 Конституции Республики Татарстан гласит, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через систему органов государственной власти и местное самоуправление. Основной Закон Татарстана права и свободы человека и гражданина определяет как непосредственно действующие, предоставляющие гражданам возможность защиты их интересов всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких конституционно-правовых средств защиты прав и свобод граждан является их право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и управления, а также в органы местного самоуправления. Однако указанные вопросы пока не нашли своего нормативного закрепления в федеральном законодательстве (за исключением Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993г.), и основным правовым актом, регламентирующим порядок приема и рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, остается Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. Но этот указ, по мнению Р.Вагизова, содержит лишь общие требования. Обеспечение в судебном порядке защиты прав и свобод граждан при формальном сохранении положений устаревшего указа оказывается сегодня недостаточным, так как в правотворческой деятельности, регулирующей данную сферу общественных отношений, законодательно не закреплены полномочия реформированных после 1993 года органов государственной власти. Проект закона принят в первом чтении.
Также в первом чтении был принят проект закона “О референдуме Республики Татарстан”, разработанный в порядке законодательной инициативы председателем Комиссии по вопросам государственного строительства, местного самоуправления и внешних связей В.Логиновым, его заместителями Р.Галеевым и З.Ягудиным. Первый из них представлял документ на сессии, с содокладом от комиссии выступил Р.Галеев. Проект закона в новой редакции приводит закон о референдуме от 29 ноября 1991 года в соответствие с федеральным законодательством (в частности, с принятым несколько позднее Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”) и действующим законодательством Республики Татарстан, прежде всего с новым Законом “О Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан”. В новом документе учитываются замечания, указанные в протесте прокурора РТ на Закон “О референдуме Республики Татарстан”, и исполняется решение Верховного суда РТ от 26 января 2001 года по данному закону. Проект закона призван обеспечить на территории Татарстана реализацию и защиту прав граждан на участие в референдуме, повышение эффективности организационного, технического, методического и иного обеспечения проведения референдума.
Заместитель Председателя парламента И.Ларочкина, как председатель согласительной комиссии, внесла предложение снять с повторного рассмотрения Закон “О внесении дополнения в Закон Республики Татарстан “О бюджетной системе Республики Татарстан на 2000 год”. Документ предлагал освободить учреждения УИН РТ от НДС в части, зачисляемой в республиканский бюджет, и от налогов и иных платежей в Дорожный и Экологический фонды РТ. Принятый Госсоветом в декабре прошлого года, он был возвращен Президентом с возражениями: предложенные нормы входили в противоречие с Налоговым кодексом РФ. Депутаты согласились с предложением согласительной комиссии.
Далее парламентарии приняли в окончательном виде примерный план законодательной и законопроектной работы в Государственном Совете и программу межпарламентского сотрудничества Госсовета на 2001 год, к сведению был принят отчет Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики за период с января 2000 года по май 2001 года (его представил председатель комиссии М.Курманов).
Были внесены изменения в состав отдельных постоянных комиссий парламента: депутат Р.Закиров перешел в Комиссию по вопросам экологической безопасности, земельной реформы, природным ресурсам и природопользованию, а его место в Комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопросам занял Ю.Назмеев.
В завершение заседания С.Осколок огласил депутатский запрос на имя Президента Республики Татарстан.
На этом пленарная сессия завершила свою работу. Вел ее Председатель Госсовета Ф.Мухаметшин.
* * *
Указом Президента РТ заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Хайруллин И.К., министр лесного хозяйства Республики Татарстан Гаянов А.Г., председатель Государственного комитета Республики Татарстан по физической культуре, спорту и туризму Муртазин Х.М. освобождены от занимаемых должностей в связи с выходом в отставку вследствие истечения сроков должностных полномочий.
Указом Президента РТ министр охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан Щеповских А.И., министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Шайдуллин И.Б., председатели государственных комитетов Республики Татарстан по геологии и использованию недр – Хайретдинов Ф.М., по земельным ресурсам и земельной реформе – Ефремов А.А., по кинематографии – Бухараев З.Г., по защите прав потребителей – Михайлов В.Н. освобождены от занимаемых должностей в связи с переходом на другую работу.