Загляните в семейный альбом…

Прочитав в одном из субботних блицопросов «До седьмого колена» а» ( «РТ», 24.9.11) пять ответов на вопрос: «Насколько хорошо вы представляете свое генеалогическое древо?», невольно захотел стать, хотя и с опозданием, его респондентом.

Автор статьи: Евгений УХОВ

Вопрос о родословной их семьи искренне возмутил старшеклассников: «Мы что – собаки?»

Прочитав в одном из субботних блицопросов «До седьмого колена» ( «РТ», 24.9.11) пять ответов на вопрос: «Насколько хорошо вы представляете свое генеалогическое древо?», невольно захотел стать, хотя и с опозданием, его респондентом. Тема столь важная, что было бы жаль ограничить ее дежурным обзором по студенческому принципу: «ответил – забыл».

Как-то у мусорных баков возле подъезда на глаза мне попался расхристанный фотоальбом в потертом переплете с латунными фермуарами и серебряной накладкой в виде дамы с диадемой и цветочной корзинкой в руках. Что-то екнуло внутри: нагнулся и перекинул из любопытства несколько страниц. С фотографий в картонных паспарту, окантованных виньетками, глянули архаичные лица – в окладистых бородах и эспаньолках, роговых очках и чеховских пенсне, а также дамы в мехах и шляпах с вуалетками, мужики в картузах и косоворотках, офицеры в буденовках и гимнастерках со шпалами, курсистки… Сколько открытий чудных таил этот полуторавековой частный фотоархив, бесславно почивший на дворовой свалке!

Альбом, скорее всего, хранился в бабушкином сундуке, а после ее смерти и вселения в квартиру наследников стал обременительным хламом, которому не нашлось места ни в импортной стенке, ни на антресолях. Могут ли оценить подобное «наследство» нынешние Иваны, не помнящие родства?

Помнится, лет пятнадцать назад, учащимся седьмых-восьмых классов средней школы в Дербышках предложили анкету на тему «Моя родословная». Тогда-то и выяснилось, что многие не знают даже полных имен своих бабушек и дедушек (баба Маша, дед Степан – вот и все), затрудняются назвать их отчества, не говоря уже о фамилиях, именах прабабок и прадедов. Лишь считаные выказали какие-то познания на этот счет. «Мой дед, мамин отец, русский. Он был подкидышем из богатой семьи. Его с золотым крестиком и цепочкой на шее нашли на крыльце своего дома бедные люди, которые вырастили его и женили на девушке своего круга. А папин прадед был муллой. Ира Курасова». Более всего поразила возмущенная реакция ребят: «Родословная? Мы что – собаки?»

Впрочем, чему удивляться? Когда знаменитого оружейника Михаила Тимофеевича Калашникова спросили, интересовался ли он откуда они, Калашниковы, пошли, тот ответил с горечью, но честно: «Покупая породистого щенка, я первым делом ознакомился с его родословной – в ней восемь поколений указаны. А про дедушку своего, к стыду, я толком ничего не знаю. Вот так мы относимся к своим корням: родился – хорошо, умер – и ладно…»

Удручили и ответы школьников на вопрос: «Что такое род?» «Род – это люди, живущие друг за другом», «Род – это группа людей, соединенных кровью», «Это поколения, которые произошли от первобытного человека и так шли и дошли до нас».

Наверное, тут была совершена некая педагогическая ошибка. Выявлять анкетированием познания подростков по столь деликатной, требующей глубокого осмысления теме, все равно, что тестировать начитанность выпускников методом ЕГЭ.

Более мудро поступила учительница литературы 18-й казанской школы, поручив шестиклассникам ответить на вопрос о родословной в форме домашнего сочинения. Расчет оказался точен: задание стало экзаменом не столько для учеников, сколько для их родителей, бабушек, дедов, которым пришлось поднапрячь память, перелистать альбомы с фотографиями предков, переворошить семейные архивы, звонить по междугородным телефонам…

Через неделю на стол учительницы легла стопочка двойных тетрадных страниц с неумелыми, но искренними попытками хронологически изложить свои родословные познания. Несмотря на вопиющую разницу в содержании представленных работ, все они были оценены на «отлично». Не поднялась рука разделить коллективные усилия взрослых людей на «хор» и «неуд»! Приведу выдержку из сочинения Ольги Вединой: «Несколько вечеров я слушала рассказы бабушки Ольги Васильевны о родителях и детстве. Оказывается, меня назвали Ольгой в честь бабушки – в нашей семье строго соблюдается старинный обычай давать внукам имена дедушек и бабушек. Мои прадед и пра-
прадед были мельниками, у них стояла на речке водяная мельница, и к ним ездили молоть зерно со всей округи. Бабушка росла 11-м ребенком в семье – прабабушка, родившая ее в 48 лет, свою позднюю дочь и первую внучку кормила грудью одновременно. А моего прапрадеда Ивана замололо в канун святой Пасхи. Он уже и артель на праздник по домам распустил, и сам собрался в церковь, надев выходную рубаху с длинными рукавами, а тут какой-то мужик с мешком ржи подъехал. Не захотел мельник огорчать его в канут светлого Воскресения Христова, взялся молоть сам. А когда подставил ладонь под теплый ручеек помола, рукав затащило между жерновов. Так всю руку и смололо по плечо…»

Конечно же, над заданием учительницы бабушка потрудилась куда больше внучки. Но тут важен не результат, а сам процесс: не будь того школьного задания, у нее вряд ли нашелся бы повод поведать внучке подобные детали из жизни праотца.

В свое время мне пришлось познакомиться с не менее интересным сочинением пятиклассника Йошкар-Олинского гуманитарного лицея имени Ломоносова Алеши Морова «Сказание о прапрадеде Дмитрии Егере». Признаюсь, меня ошеломила серьезность исследования рода, начиная с его основателя, крепостного крестьянина, служившего егерем у калужского помещика (тот, как выяснилось, был в близком родстве с братьями Жемчужниковыми – соавторами незабвенного Козьмы Пруткова). Отсюда Дмитрий был забрит «в солдатчину», а вскоре молодой флотский канонир сложил голову на редутах Малахова кургана в Крымскую войну.

При встрече лицеист развернул передо мной рулон ватмана с живописной схемой генеалогического древа, на ветвях которого, подобно яблокам, расположились Егеревы потомки (профессия праотца позднее переросла в фамилию). Старший продолжатель рода стал известным архитектором, один из его сыновей (всего их было четверо), Пахомий, был причислен советской властью к кулакам и репрессирован. Три его сына погибли на фронтах Великой Отечественной войны, четвертый, полный кавалер орденов Славы, дошел до Берлина, стал начштаба полка, служил у маршала Рокоссовского. А вот фотография деда, гарцующего на белом коне по берлинской мостовой. Свой трактат, оформленный вполне научно, с библиографией и собственными иллюстрациями, 12-летний Алеша отослал на Всероссийский конкурс молодых историков и стал самым юным его лауреатом в номинации «История семьи в истории страны».

Одно дело, когда мальчишка докапывается до корней малоизвестного рода. Иная мотивация у человека, поставившего целью доказать принадлежность к знаменитой фамилии. Воспитательница чистопольского детдома Наталья Лермонтова всегда считала себя однофамилицей великого поэта, не более того, пока ее старший брат, живший в Санкт-Петербурге, не показал ей выписку из Лермонтовской энциклопедии с полным его генеалогическим древом, одна из ветвей которого обрывалась… на ее покойном отце! Просвещенному брату пришлось проделать кропотливую работу по изучению родословной своей здравствующей ныне родни, чтобы представить убедительные доказательства редакционной коллегии. Его труды не пропали даром: в новом энциклопедическом издании, выпущенном к 200-летию Лермонтова, сестра представлена как полноправная, хоть и весьма отдаленная, родственница именитого пращура – с инициалами и датой рождения. Надо отметить, что, узнав об этом, сын ее, Максим, предусмотрительно назвал своего первенца Юрием, чтобы у будущего внука появился гипотетический шанс стать полным тезкой создателя образов Печорина и Мцыри!

Согласен с теми, кто отвечал на блицопрос «Республики Татарстан»: интерес к родословию не приходит сам по себе – нужен толчок, повод, пример, чье-то эмоциональное влияние. Хорошо, если в семье окажется неравнодушный человек, как дед Алеши, преподаватель истории, распознавший мальчишеское предрасположение к историографии. А вот участница газетного опроса Елена Добровольская считает, что побудительным фактором для исследования собственного рода для ее дочери стал предмет «Генеалогия», введенный на первом курсе университетского истфака.

Кинорежиссер Никита Михалков как-то выразился в том смысле, что родословная побуждает его жить достойно: выстраивать свою судьбу и воспитывать детей так, чтобы, помилуй бог, не нанести ущерб известнейшему генеалогическому древу. Что же до других, не столь могучих и развесистых родословных крон, то, к сожалению, возможности по их исследованию и информационной «подпитке» весьма и весьма ограничены.

Между тем во многих странах давно уже созданы генеалогические библиотеки, своего рода банки данных о родословных. В некоторых российских городах тоже появились частные фирмы, выполняющие индивидуальные заказы на родословные. В Казани, например, при регистрации новорожденного сотрудники ЗАГСа по предварительному заказу представят родителям и родственникам младенца краткий экскурс в историю семьи. Правда, пока в этой услуге формализма больше, чем подлинного, углубленного исследования, тем не менее само наличие подобной услуги (разумеется, платной) не радовать не может. Тем более что пользуются ею все больше новобрачных. А почему бы в школе наряду с природоведением не ввести предмет типа «Родоведение»?

Конечно, в стране, где люди зачастую путают понятия «генеалогия» с гинекологией, идея создания некоего института родословной может показаться бесплодной: по данным ВЦИОМ, около половины россиян равнодушны к собственной родословной. Отсюда вытекает другая беда – если люди так равнодушны к истории собственной семьи, станут ли они интересоваться историей государства вообще и места, где они живут, в частности? К сожалению, вирусу беспамятства, равнодушия, безродности подвержены и некоторые чиновники, от которых зависит сохранение окружающей нас культурно-исторической среды. Наглядное тому подтверждение – унизительное состояние зданий, составляющих бесценное культурно-архитектурное наследие Казани: родовой усадьбы Льва Толстого, особняка Боратынских, дома Фукса, гостиницы «Казань»…

Перечислять все достойные увековечивания адреса можно долго. А ведь за каждым из них своя родословная, да еще какая! Чем руководствовались градоначальники, давая «добро» на снос исторической гостиницы «Булгар», где снимал номера Габдулла Тукай? Теперь вроде бы будут демонтировать два этажа возводимого на ее развалинах новодела, как не соответствующего историческому облику Старотатарской слободы. Но ведь за этой дорогостоящей архитектурной чехардой стоят конкретные ответственные лица: управа на них есть?

Впрочем, эта тема для отдельного разговора. А пока вернемся к упомянутому юному автору родословной «Сказание о прапрадеде Дмитрии Егере».

В свое время Алеше Морову по заданию из Организации Объединенных Наций было поручено написать Декларацию о праве ребенка на семью. В ней есть обращенные к родителям строки: «Научите нас гордиться „родом и племенем“, чтобы знания эти мы могли пронести через всю жизнь, передать, как эстафету, внукам и правнукам».

Как говорится, устами младенца глаголила истина!

От редакции

Публикуя эти размышления, надеемся, что «родословная» тема найдет живой отклик в семьях читателей «РТ», независимо от их социального и общественного статуса. Беда ведь: в результате многочисленных «исторических кастраций» понятие преемственности поколений сошло на нет даже среди ближайших родственников! Ужель и впрямь дадим себе исчезнуть?

Предлагаем поделиться с нами самыми яркими впечатлениями, связанными с историей вашей семьи, династии, собственной биографии, событиями и людьми, так или иначе повлиявшими на вашу судьбу, выбор профессии. Для этого надо всего лишь заглянуть в свой семейный альбом…

Ждем ваших откликов с пометкой «Родня» по адресу: 420066, г. Казань, а/я 41, редакция газеты «Республика Татарстан», или на электронную почту: info@rt-online. ru.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще