“Мост слез”, он же – “горбатый”

Сегодня в Казани 39 мостов, включая железнодорожные и на транспортных развязках. Но, пожалуй, ни у одного из них нет столь легендарной истории, как у Лебедевского…

Автор статьи: Алексей ИЗМОРОСИН

Сегодня в Казани 39 мостов, включая железнодорожные и на транспортных развязках. Но, пожалуй, ни у одного из них нет столь легендарной истории, как у Лебедевского – первого и до революции единственного каменного на Булаке, соединяющего ныне две улицы – Джалиля и Гиззата.

Еще сто лет назад Булак разливался так, что становился судоходным. Мосты были непрочными, деревянными и часто разрушались. Единственный каменный Лебедевский мост сохраняет и поныне статус-кво – от остальных ңже сохранилосьҗ разве что место их установки. Те железобетонные переходы, что мы видим сегодня, появились на месте старых в середине прошлого столетия по проекту У.Алпарова и Е.Брудного.

Накануне тысячелетия города все мосты на Булаке обрели свои старинные названия. Тот, что рядом с Лебедевским, стал Ложкинским (его еще называли Владимирским, так как он вел к Владимирскому собору), а те, что далее в противоположном направлении к улице Татарстан, – Романовским, Дегтяревским, Батуринским (Сенным, поскольку вел к Сенному базару) и Булочным (Татарским, или, по-другому, Евангелистовским). В 2005 году было установлено семь мемориальных табличек с названиями, хотя

функционирующих мостов – шесть. В устье протоки близ Кремля располагался подъемный мост, который сгорел в 1815 году, но в знак уважения к истории табличку с названием моста – “Жарковский” – вывесили.

В честь кого же назван мост Лебедевским? Дворянин, выпускник Казанского Императорского университета Александр Лебедев был в конце позапрошлого века весьма известной персоной в городе. Почетный мировой судья, председатель попечительского комитета о бедных, почетный попечитель Казанского реального училища… С 1899-го по 1903 год Лебедев являлся казанским городским головой.

Статус тогдашнего председателя городской думы был весьма схож с нынешним статусом мэра. Должность эта была выборная, но избирали городского голову в конце XIX века так же, как и нынче: не всенародным голосованием, а голосами членов городской думы.

Когда срок Александра Лебедева на посту приближался к завершению, он задумал вместо разрушенного возвести на Булаке долговечный мост – из камня. Ведь от деревянных в городском хозяйстве – сплошные издержки для бюджета в виде постоянных расходов на текущий ремонт. Коллеги по городской думе, хоть и скрепя сердце, внесли соответствующую строчку в бюджет, и в 1903 году строительство каменного моста началось.

История его возведения может служить выразительной иллюстрацией того, как в России за последний век одновременно ничего не изменилось и все изменилось кардинально.

То ли смета была мала, то ли подрядчики с ценами намудрили, а только строительство суперсооружения, поглотив все средства, запланированные в бюджете на ремонт остальных существующих деревянных мостов, вместе взятых, – встало. Казенные средства закончились. Как раз к тому времени Александр Александрович сложил полномочия городского головы, а потому утратил способность влиять на бюджет.

И тогда бывший глава города решил, что возведение объекта – дело чести. В 1907 году, спустя три года после своей отставки, Лебедев все-таки достроил мост. На свои кровные. Поговаривали, что доведение проекта до логического конца обошлось ему в 20 тысяч рублей – сумму по тем временам колоссальную.

Неудивительно, что первый каменный мост на Булаке и по сей день носит имя того, по чьей инициативе был построен. А еще в народе его прозвали “горбатым” – за особенности формы, а также “мостом слез” – в память о незавидной финансовой участи своего строителя…

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще