Сейчас в этих краях тихо, но скоро начнет таять снег, и снова в село Старое Шаймурзино вернется весна. Почти четыреста лет назад поселились в здешних местах — на территории современного Дрожжановского муниципального района — люди. Многое они видели, многое пережили. Двадцать первый век на дворе. Сельский уклад, конечно же, стал иным, но время, как выяснилось, не коснулось некоего неразменного дара, которым наделен местный люд. Это заметно всем, кто бывает в Старом Шаймурзино по делам или навещает родных, — здесь по-прежнему в цене сам человек.
… Из окошка редакционного автомобиля вид на село Старое Шаймурзино, которое лежит чуть в стороне и ниже основной магистрали и куда держит путь команда нашей газеты, — открывается как на ладони. Представляю, как красиво здесь летом. Впрочем, здешнему населению, думаю, вряд ли хватает времени любоваться пейзажами, особенно в погожую сельскую страду. Только зимой, пожалуй, и вздохнешь чуть свободнее.
Старое Шаймурзино является административным центром поселения, в состав которого входят еще села Чувашское Шаймурзино и Малое Шаймурзино. Занимает поселение, как указано в его паспорте, территорию в 77 квадратных километров, а искать эту точку на карте республики нужно на стыке границ Ульяновской области, Буинского муниципального района и Малоцильнинского сельского поселения.
Машина сворачивает на боковую дорогу, и здесь к нам присоединяется руководитель местного Старошаймурзинского сельского поселения, насчитывающего 1600 жителей. Ильгам Бикчуров — приветливый, немногословный, быстрый в движениях молодой мужчина. Пока едем по асфальтированной дороге к центру села, узнаем от Ильгама Фагитовича, что в местных органах власти он не новичок, застал еще структуру сельских советов. О проблемах, связанных с реформой местного самоуправления, — напомню, в Татарстане она началась раньше, чем в других российских регионах, — глава поселения говорит коротко: «Работаем». Первую остановку делаем возле административного двухэтажного здания, где сосредоточились представительства официальных учреждений: участковый пункт милиции, почта, отделение Сбербанка. Кабинеты местной власти — на втором этаже. Дом, явно построенный несколько десятков лет назад, сверкает новой крышей. Средства на ее ремонт, а также на два километра отличной асфальтированной дороги, ведущей к местной школе, были найдены при содействии нового главы администрации Дрожжановского района (сегодня его возглавляет 25-летний Тимур Нагуманов. — И.М.). Входные двери здания то и дело хлопают — молодежь школьного возраста «прыскает» стайками туда и обратно, степенно заходят пожилые люди. Юное поколение, кстати, сюда заглядывает, в основном,чтобы внести плату за разговоры по мобильным телефонам. А еще ребятам, похоже, просто нравится общаться здесь, в тепле, практически в домашней обстановке. Так и есть — внутри посетители сразу снимают уличную обувь, надевают тапки, рядками лежащие у лестницы. Полы идеально чистые.
— Иначе нельзя, после уличной-то грязи, — объясняет нам Бикчуров, переобувшись, как и все, правда, в личную «вторую» пару. — Это сейчас, — продолжает глава МСУ, усаживаясь за свой стол, на котором стоит современный компьютер, — дорогу подморозило, и ехали вы по асфальту. Весной и осенью совсем другая картина.
— Ильгам Фагитович, а откуда взялось название села — Старое Шаймурзино?
— Наше поселение, — начинает Бикчуров как заправский летописец, — расположено на обоих берегах реки Малая Цильна. Есть сведения, что Старое Шаймурзино обустраивалось одновременно с городом Симбирском, всем известным теперь как Ульяновск, и входило в состав этого крупного уезда. Это было в середине семнадцатого столетия. Но в других источниках указано, что хозяйственная жизнь на этой территории появилась намного раньше, еще в 1615 году. Возможно, свое название деревня получила в память о человеке, который его основал. По преданию, его звали Шахи, а приставка «мурза» говорила о его дворянском достоинстве.
Еще любопытный факт — эти не освоенные тогда земли царской властью были подарены семьям татар за хорошую воинскую службу на охранных постах южных границ государства. Вперемешку с татарами сюда переселились и чуваши, которые затем образовали свою деревню Чувашское Шаймурзино, а уже много позже, в начале двадцатого века, «отпочковалось» сельцо Малое Шаймурзино.
— Есть у нас задумка: при благоприятных обстоятельствах в 2015 году официально отметить четыреста лет со времени основания села. А пока здешние жители затеяли написать книгу о его истории и современности, — говорит Ильгам Бикчуров. И после расспросов признается, что добрая идея принадлежит его отцу Фагиту Зайдулловичу, фронтовику, заслуженному экономисту ТАССР, друг-пенсионер которого Минзагит Гимадиев еще раньше написал и с помощью спонсора издал своеобразную летопись соседней деревни Малое Шаймурзино. Теперь старики роются в архивах, набирают материалы и надеются, что снова отыщется спонсор и поможет выпустить эту книгу — на добрую память потомкам.
В селе хрупкую связь между поколениями берегут, как могут, к молодым относятся с пониманием и заботой. Например, в Старом Шаймурзино проживают 35 семей, в возрасте до 35 лет. В поселении реализуется республиканская программа по обеспечению жильем молодых семей на селе. В 2007 году по этой программе были сданы три дома, еще два — в прошлом году. Рождаются дети — это большая ра-
дость, хотя демографическая ситуация, увы, пока не в пользу нового поколения старошаймурзинцев.
— Так, в 2007 году у нас родились 14 детей, 33 человека умерли. В 2008 году родились 7 детей, умерли 32 человека, — зачитывает Ильгам Бикчуров данные ЗАГС. Другими словами, в местном детском саду, где можно принять до 60 ребятишек, останется еще много свободных мест. Зато классы старошаймурзинской средней школы, к счастью, полны детским многоголосьем. Здесь «грызут» знания 250 учеников с первого по одиннадцатый класс, в том числе из населенных пунктов Бурундуки и Малое Шаймурзино. Интересно, что учебное заведение и детский сад располагаются со всеми бытовыми удобствами в здании бывшего райкома, на реставрацию здания которого в целом ушло 8 миллионов бюджетных рублей.
Между прочим, в старошаймурзинской школе, что редкость по нынешним временам и для города, полностью укомплектован педагогический состав и есть преподаватели-мужчины.
— Хорошо, что математик у нас женился, теперь точно никуда не денется, — доволен Бикчуров. — А вот еще двое, учитель английского языка и преподаватель географии, холостые пока.
Приятно было услышать от Ильгама Фагитовича, что среди школьных учителей есть уроженцы Старого Шаймурзина, вернувшиеся в родное село с вузовскими дипломами.
— У нас в школе дается хорошее образование, половина выпускников поступает учиться в высшие учебные заведения, — довольно добавляет глава поселения.
Что касается работы, то сельчане ездят в Бурундуки (это самое ближайшее к Старому Шаймурзино место) , трудятся, в частности, на тамошнем элеваторе. В самом селе около 200 рабочих мест, в том числе сезонных, предоставляет ООО «Шайморза». Это своеобразный правопреемник бывшего колхоза имени XXII партсъезда КПСС. Общество занимается в основном зерновыми работами, а также имеет свиноводческий комплекс и молочно-товарную ферму, а его правление активно участвует совместно с органами МСУ в решении различных социально-экономических и бытовых вопросов сельчан.
На три населенных пункта здесь 3 мечети, 10 магазинов (это полностью сфера местных предпринимателей) , Дом культуры и два сельских клуба, стационар на 20 коек, современно оборудованный стоматологический кабинет. Маленький штрих к общей картине — в местном Доме культуры установлено отличное световое и звуковое оборудование, стоимостью в 1,5 миллиона рублей, которое, как выразился Бикчуров, удалось «отжать» после ремонта у ДК в райцентре Старое Дрожжаное. Но молодежь все равно уезжает в город. Обидно, хоть это печаль не только старошаймурзинцев. Деревенская глубинка стареет почти повсюду, ох как не хватает ей молодой энергетики, а ведь без этой подпитки современному селу не выжить, соглашаемся мы с Ильгамом Бикчуровым.
Пасмурный зимний день, просторные деревенские улицы малолюдны, а воздух холодный, свежий и прозрачный. Вдруг показалось, что время чуть замедлило здесь свой бег и по-другому отсчитывает часы в Старом Шаймурзино. Ощущение усилилось, едва мы переступили порог местного музея «Земля и люди» имени Ахметгарея Абдриева. Этот человек — личность для Старого Шаймурзино уникальная. Он 32 года руководил здешним колхозом, гремевшим трудовыми показателями на весь СССР, а затем основал этот самый музей, официальное открытие которого состоялось 26 мая 1982 года. Правда, базовый краеведческий материал собирался в том числе учениками средней школы еще начиная с середины 50-х годов прошлого века. Сегодня основу экспозиции составляют более 10 тысяч подлинных экспонатов по истории села, размещенных в девяти экспозиционно-выставочных залах. Все здесь посвящено прежде всего людям, жившим и ныне живущим в Старом Шаймурзино.
Снимаем почтительно уличную обувь, проходим… и не можем сдержать искренних возгласов восхищения. Глаза, что называется, разбежались, столько интересного одновременно мы видим. Вот, к примеру, зал этнографии, где представлена уникальная коллекция одежды и предметов быта татар и чувашей конца позапрошлого столетия. Экспозиция составлена так, что посетитель сразу попадает в жилой дом татарской семьи. Видим самодельную детскую люльку, в которой хозяйка дома укачивала ребенка. Люлька потемнела от времени, потрескалась, сколько же детского смеха и плача она слышала…
— У татар всегда было принято иметь много детей, а это, смотрите, часть приданого, с которым молодая жена должна была войти в дом мужа. Тогда ведь по рукоделию оценивали невесту, — комментирует радушно встретившая гостей из Казани и сопровождающая нас по залам музея его директор Рамиля Абдриева.
… Недавнее прошлое, век двадцатый, — материалы, свидетельствующие о жизни села после Октябрьской революции. Сталинское время, 1935 год. В селе Старое Шаймурзино открывается средняя школа. Читаем документы, вглядываемся в лица на старых фотографиях, осторожно трогаем экспонаты. Зал боевой славы: с фашистами в Великую Отечественную войну сражались 902 жителя Старого Шаймурзино, вернулись 455. Сегодня в живых остались 23 ветерана. А вот переносной узел связи послевоенных времен — громоздкая телефонная аппаратура, тяжелые эбонитовые черные трубки. Узнаем, что Старое Шаймурзино
— А в республике есть известные или богатые люди родом из Старого Шаймурзино? Помогают ли они родному селу? — интересуюсь у Ильгама Бикчурова.
— Есть, к примеру, на средства одного такого человека в прошлом году в селе Чувашское Шаймурзино была построена часовня, — уклоняется он от прямого ответа.
В одном из залов музея обнаруживаем большое количество экспонатов, связанных с именем вождя мировой революции Владимира Ульянова-Ленина.
— Мы ведь долгое время считали Ильича и своим земляком, все-таки он из Симбирска, и село наше входило в Симбирский уезд, вот и собралась коллекция, можно сказать, учебное пособие по истории нашей страны, — пояснила директор музея.
До глубины души тронула и галерея давних, советской эпохи портретов жителей Старого Шаймурзино — передовиков производства и участников войны. С портретов смотрят на нас комбайнеры, доярки, водители. Видно, что искренне, хотя и по заказу, писал сельчан художник.
Экскурсия окончена, нам пора возвращаться в Казань. Ильгам Бикчуров провожает нас до автомобиля, тепло прощаемся.
До новых встреч, село Старое Шаймурзино! Жизнь твоя — не песчинка в потоке времени, а крепкое звено в истории района, республики, страны.