“Когда нефтяники сумели в нашем крае нефть добыть, они решили – школе быть!” Это строки из стихотворения, написанного учителем елабужской гимназии №4 Валентиной Кудашевой. Так, собственно, все и было: нефть оживила провинциальный город, Елабуга стала строиться, и первой в новом районе в 1964 году появилась именно эта школа, ровесница первого прикамского станка-качалки. С тех пор и по сей день нефтяники шефствуют над учебным заведением, а в школе в благодарность создали музей, рассказывающий об истории нефтедобычи. История эта весьма продолжительна и богата: НГДУ “Прикамнефть” отмечает в нынешнем году золотой юбилей.
В гимназии тишина – идут уроки. А в музее несколько старшеклассников под руководством Валентины Кудашевой подключают к сети недавнее приобретение – жидкокристаллический телевизор, таков результат победы музея во всероссийском конкурсе социальных проектов “Наши родители”. Здесь дети смогут смотреть различные познавательные фильмы.
Валентина Андреевна много лет руководит музеем, в самом названии которого подчеркивается сотрудничество между предприятием и школой: это интернациональный музей боевой и трудовой славы НГДУ “Прикамнефть” и гимназии №4. Здесь бережно хранят памятные знаки, документы и фотографии, запечатлевшие исторические моменты освоения здешних земель, вещи, принадлежавшие известным в городе нефтяникам.
Первые сведения о структуре местных палеозойских отложений появились еще в 50-х годах XIX века. Геологические съемки проводились в основном обществом естествоиспытателей Казанского университета. Через сто лет началось глубокое поисковое бурение, но о больших перспективах тогда не говорили. Работать было нелегко – не хватало квалифицированных специалистов и транспортных средств. Каждую вышку строили по три месяца, траншеи под водоводы копали вручную, до 50 аварий приходилось на одну скважину во время строительства… Однако геологи и буровики упорно искали нефть в Прикамье. Долгое время они испытывали горькое разочарование: скважины при испытании давали только воду. Но одна из них,Во время монтажа здесь 40-метровой вышки бурильщики откровенно возмущались: ну и место выбрали геологи… И правда, пришлось дважды бурить колодцы, пока добрались до воды. Но геологи возлагали на эту точку большие надежды. Была зимняя ночь, сорокаградусный мороз, когда бригада Виктора Землянухина приступила к отбору керна, образцов породы. Проба за пробой не давали результата. Но вот в студеной темноте кто-то воскликнул: “Ребята! По-моему, тут нефтью пахнет!”. И это подтвердили анализы и исследования. Весной скважину освоили, получили мощный фонтан. Так в Татарии появился еще один нефтяной район, а его центром стала Елабуга.
Виктору Семеновичу Землянухину в музее посвящен отдельный стенд. Вот его бригада, та самая, легендарная. Вот они же много лет спустя, возле памятной стелы на месте добычи первой нефти. Только уже без бригадира – Землянухин погиб в результате несчастного случая на производстве. Его именем названа улица в Елабуге, а спустя 40 лет со дня гибели на доме, где жил первооткрыватель нефти и где до сих пор живет его вдова, была установлена памятная доска, и сделано это по инициативе музея.
В 1958 году в городе был создан укрупненный нефтепромысел. Именно с этого времени ведет свою историю нефтегазодобывающее управление “Прикамнефть”. Тогда не было ничего, кроме нескольких скважин, пробуренных разведчиками. И задачи: к осени дать первую нефть. Нефть дали. Днем начала нефтедобычи считается 16 сентября, когда в торжественной обстановке “черное золото” пошло с первой скважины. В этот год добыто было почти 23 тысячи тонн, годовое задание выполнили досрочно, в начале ноября.
Начала меняться и расти Елабуга. На западной окраине города был заложен поселок
нефтяников. Сейчас эти дома выглядят уставшими старичками на фоне новостроек, а тогда были символом новой эпохи! Потом появятся пятиэтажные дома, новый больничный комплекс, автовокзал, Дом техники, спортивный комплекс, масло-молочный комбинат, магазины, детские сады и школы, будут заасфальтированы дороги, город и район получат постоянное электроснабжение и попутный газ.
Многие задачи в первые годы нефтяникам приходилось решать прямо на месте, самостоятельно искать выход из нестандартных ситуаций. Например, додумались они перебрасывать высоченные вышки на противоположный берег Камы целиком на баржах. Разбор их “по косточкам” занял бы много времени, а сроки были поставлены жесткие. Эксперимент удался, еще не раз после этого вышки перебрасывались по реке. На фотографии, запечатлевшей этот момент, вышки “пошли” по Каме впервые в истории бурового дела.
Более трех лет нефть добывалась только в период навигации – драгоценную жидкость отгружали в нефтеналивные баржи. Порой, разбушевавшись, река разрушала временный причал, приходилось отстраивать его заново. А все дело в том, что нефтепровода через Каму не было. В резервуарных парках скапливались сотни тысяч тонн товарной нефти, это задерживало ввод в эксплуатацию уже готовых к разработке новых перспективных месторождений. В 1961 году был построен нефтепровод Бондюга-Альметьевск, нефть из Прикамья пошла непрерывным потоком. В этом же году для ускорения развития камских месторождений создается нефтепромысловое управление “Прикамнефть”, здесь работает уже более 500 человек.
С 1967 года началась подготовка к созданию Нижнекамского водохранилища, которое должно было затопить половину самого мощного в Прикамье Бондюжского месторождения. На дне будущего моря строилась специальная дамба в виде дуги длиной 12 км, которая своими концами врезалась в новый камский берег. На ней и должны разместиться скважины. При проведении этой работы нефтяники Прикамья взяли все самое ценное из опыта создания промыслов на море и реке азербайджанских и пермских коллег. Выросла 7-километровая дамба, и на левом берегу Камы, на Первомайском месторождении, возводились острова – спецоснования. Грунта было намыто более 11 миллионов кубометров.
Можно привести множество примеров самоотверженного труда. Скважина за скважиной, геологи и буровики проходили сотни километров пешком, жили как кочевники, мерзли в морозы… Чтобы устранить неполадки на другом берегу Камы, добирались порой с риском для жизни, пешком по вот-вот готовому тронуться льду. Зимой, в метели, когда никакая машина не могла преодолеть сугробы, операторы шли к остановившимся скважинам на лыжах, ночью – буквально на ощупь. Без трудностей нефтяникам не давалась ни одна тонна нефти.
При этом не забывали о поддержке многих социальных и образовательных учреждений, в том числе – подшефной школы. Лучшие нефтяники проводили встречи с детьми, ученики проходили практику на предприятии, многие затем шли туда работать. А совсем недавно школа, теперь уже имеющая статус гимназии, была отремонтирована за счет средств ОАО “Татнефть”. Словно символизируя связь поколений, в музее соседствуют два костюма нефтяника – образца 1964 и 2004 годов.
Школьный музей включает другие разделы, посвященные уже не трудовой, а боевой истории: о ветеранах Великой Отечественной войны – учителях школы, о находках “Снежного десанта” на местах сражений Второй ударной армии, о Герое Польши елабужанине Михаиле Атаманове, известном как Мишка-татар, вместе со своим партизанским отрядом спасшем от гибели целое польское село. А в разделе “Военно-полевая почта” рассказывается о выпускниках школы, избравших военные профессии.
Истории и судьбы переплетены: те, чьи фотографии находятся в военном разделе, трудились в мирное время в нефтегазодобывающем управлении, их дети и внуки учились в этой школе. Время идет, приходят новые поколения, которые узнают историю и благодаря школьному музею.
Ну а 50-летие управление “Прикамнефть” отметит в конце августа, и это событие станет общегородским праздником.