Упрямый сын
Сын наших знакомых – студент третьего курса – влюбился. Дело житейское, вполне закономерное. Но он влюбился в женщину, которая была на четыре года старше его и к тому же с ребенком. И это бы еще ничего, но сын ошеломил родителей заявлением, что намерен жениться на ней и удочерить ее девочку. Родители, разумеется, встали на дыбы.
– Ты пойми, – вновь и вновь пыталась образумить сына мать. – Она просто-напросто тебя окрутила. Запудрила мозги. Ну женишься ты на ней. И будешь всю жизнь воспитывать чужого ребенка? С непонятной наследственностью и вообще? Она же даже не знает, кто настоящий отец! Путалась, небось, с кем попало, а теперь нашелся лопух, готовый прикрыть грех…
Ей вторил отец – крупный чиновник республиканского масштаба:
– Одно могу сказать, сынок, – не торопись. Я понимаю, у тебя не было никакого сексуального опыта. Это – твоя первая женщина. А у нее опыт богатый, так что все преимущества на ее стороне. Ну спутался ты с ней… С кем не бывает… У меня тоже когда-то первая женщина была много старше и опытнее меня. Наверное, у всех так. Ну покувыркались мы с ней. Получили удовольствие. Но я же на ней не женился! Да и она на это не рассчитывала. Понимала, что к чему. Это у нынешних ни стыда, ни совести…
Парень, несмотря на все уговоры, поступил по-своему. Перебрался жить к ней, в какую-то частную халупу на окраине города. Правда, жили они гражданским браком. Выгуливал девочку, бегал на базар за натуральным молоком… Больше того – перешел на заочное отделение и устроился на работу.
В общем, переживаний было – воз и маленькая тележка. Тем более – единственный сынуля. Хоть бы женщина была из хорошей семьи, а то – откуда-то из провинции, голь перекатная. Перед знакомыми неудобно. С сыном они порвали всякие отношения. Все ждали, когда он раскается, поймет, что родители правы, вернется в отчий дом и будет просить у них прощения. Но, к их глубочайшему удивлению и даже разочарованию, все шло совсем по-другому. Получилась на редкость дружная и прочная семья. Вскоре она родила ему сына, потом – второго. "Ни дать ни взять крольчиха, – злобно заходилась по этому поводу мать. – Эти провинциалки только и умеют, что плодить нищету. Это она чтобы его покрепче привязать. Он человек порядочный. Ее бы, может, он давно бросил, а детей бросить не может…"
Только он и не думал бросать. К тому же и университет он окончил с красным дипломом. И на службе все шло хорошо. Его повышали в должности. Награждали грамотами и объявляли благодарности. Дали отличную квартиру – не хуже, чем у родителей. Ну а затем случилось то, чего никто не ожидал. Молодого и перспективного специалиста выдвинули на такую ответственную должность, что он по рангу оказался выше своего отца. И только после этого постаревшие родители помирились со своим упрямым чадом и стали с удовольствием возиться с внуками.
Женщина средних лет, врач-психотерапевт со стажем, рассказывает:
– Привезли в больницу пациентку, девушку 27 лет, которая пыталась покончить с собой. Наглоталась снотворного. Но не знала, что к этим таблеткам сейчас примешивают рвотное. В малых дозах это незаметно, а в больших сразу дает себя знать. В общем, ее вырвало. Подруги по общежитию вызвали "скорую". Откачали. И врачу поручили психологическое лечение девушки.
Стала она беседовать с нею наедине. Постепенно вошла в доверие, и девушка рассказала, что потеряла вкус к жизни. Отец бросил их, когда она была еще маленькой. Алименты, правда, выплачивал, но совершенно ею не интересовался. Не говоря уж о любви. Мать вышла замуж за другого, вернее, сожительствует с ним без оформления брака. А он пьет. И мама тоже постепенно пристрастилась к этому зелью, на дочку родную ей плевать.
Был у нее парень. Обещал жениться. Однако поматросил какое-то время и бросил. Пришлось делать аборт. Короче, всюду обман, равнодушие. Никому она не нужна. Уже четыре года как окончила институт, а жить негде. Ютится в общежитии, из которого ее гонят. Работает на такой низкооплачиваемой должности, что даже сапожки себе не может купить. Все уходит на еду и плату за общежитие. Вот она и пришла к выводу, что жизнь не имеет смысла.
– Есть лекарства, помогающие снять стресс. Но главным остается психологическое воздействие. Стала постепенно убеждать ее в том, что жизнь на то и жизнь, что ставит перед человеком проблемы. А от них надо не уходить, а решать. Да, ее положение серьезное. Но безвыходное положение только у слепой кишки. Все проблемы сразу, конечно, не решить. Надо постепенно, последовательно, одну за другой. Стали думать совместно, какая из них главная. Пришли к выводу, что одиночество. Будь рядом любимый человек, все прочее можно бы как-то решить…
В общем, залезла я в Интернет и сделала распечатку службы знакомств. Там были сотни предложений… Она начала переписываться с одним, другим, третьим. Постепенно так увлеклась этим занятием, что мне пришлось ее осаживать. Надо же на чем-то остановиться! В конце концов она выбрала одного из претендентов – немолодого, разведенного и не очень красивого – и после личной встречи вышла за него замуж. Пусть и без особой любви. Но я убедила ее, что в ее положении любовь – не главное. Главное – решить проблему одиночества. Она ее действительно успешно решила. А параллельно и ряд других. Сам собою отпал квартирный вопрос – у мужа оказалась отличная трехкомнатная в центре города. Решился вопрос с работой и зарплатой – муж помог устроиться в процветающую фирму. А главное, она родила симпатичную дочку, к которой вскоре привязалась всей душой.
– А мы опекаем своих пациентов годами. За дни или недели такие вопросы не решаются.
– Врать не буду, хеппи-энд не получился. Года через три они разошлись. Характер у него оказался непереносимый. Но большинство своих проблем она все-таки решила. После развода получила однокомнатную квартиру. Работает на хорошем месте, неплохо зарабатывает. В дочке души не чает, живет ради нее. И ни о каком самоубийстве больше не помышляет.
– Ей повезло. Попался хороший психотерапевт. К сожалению, мало еще у нас врачей таких специальностей.
– На Западе их в десятки, сотни раз больше. Благодаря им многие устраивают свои судьбы. Иногда один умный совет опытного специалиста может спасти человеку жизнь…
В застойные годы, которые ныне вспоминаются с ностальгической грустью, я как-то ездил с группой писателей по необъятным просторам Средней Азии.
И вот едем мы на автобусе по выжженной солнцем песчаной полупустыне. Наконец впереди, где-то далеко-далеко, за линией горизонта, показался остроконечный белый зубчик, больше похожий на размытое облачко. Поинтересовались у миловидной девушки – гида, что это. Та заулыбалась:
– О, вы – счастливые люди. Вы видите одну из высочайших вершин Средней Азии – Хан Тенгри. До нее отсюда многие сотни километров. А посмотрите, как она возвышается.
Зубчик, освещенный лучами заходящего солнца, сверкал алмазными гранями. Мы все завороженно смотрели на него. А девушка-гид продолжала:
– По народному поверью, тот, кто в первый раз увидит Хан Тенгри, должен загадать самое заветное желание. Оно непременно сбудется. Советую вам не упустить момент.
Некоторое время мы ехали в сосредоточенном молчании. Потом начали осторожно выведывать друг у друга, кто чего загадал. Ленинскую премию? Издание полного собрания своих сочинений? Страстную взаимную любовь?
Все оказалось и проще, и человечнее. Как выяснилось, все до одного загадали счастье для своих детей.
– Кто я такая? Я та самая сухая и бесплодная смоковница, о которой говорится в Библии. Ни детей у меня, ни внуков. Ни мужа, ни любовников. Вообще никого.
Бесплодная, не дающая плодов. Но все же – Божья тварь. И Господь пожалеет меня и приютит на том свете. Если, конечно, он есть.
Женщина смотрит осоловелыми глазами, долго молчит, соображая. Потом устало машет рукой:
Может, это и жестоко, но мне хочется спросить у нее: "Чего ж ты не родила, когда была такая возможность? Пусть внебрачного, незаконного, но своего, кровного? Не хотела отягощать свою жизнь лишними заботами? Боялась людского осуждения? Просто по глупости?" Но я этого, конечно, не говорю. Только вздыхаю про себя: прозрение приходит зачастую слишком поздно…
А вообще я зримо представляю себе эту сюрреалистическую картину: сухая бесплодная смоковница в сирийской пустыне… И в то же время в ней угадываются, а местами явно проступают черты немолодой одинокой женщины – нашей современницы.