Слепая
Жила в деревне слепая старуха. Сгорбленная, худая, беззубая… Нос крючком… Мальчишки прозвали ее Уги карчык – ведьма. Боялись ее, дразнили, проходу не давали. Кидались камешками и катышками конского навоза. Старушка, опираясь на свою суковатую клюку, молча семенила мимо.
Но однажды, когда увесистый камень попал ей в спину, не выдержала:
– Да падет на вас проклятье Аллаха! Ну погодите! Пройдет время, и один из вас познает мою участь …
Прошло несколько лет. Старухи уже не было в живых. И надо же так случиться: один из тех мальчишек, которые кидали в нее камнями, смастерил себе самодельный пистолет – “поджигало”. Начинил его серой от спичечных головок, поджег заряд. Пистолет взорвался у него в руках и вышиб ему глаз. Врачи предлагали удалить поврежденный глаз, иначе может ослепнуть и другой. Но мальчик слезно упрашивал оставить, как было, не хотел выглядеть уродом. Родители и врачи пожалели мальчонку, понадеялись на “авось”. Но вскоре он ослеп на оба глаза.
Конечно, может, это простое совпадение. Но все в деревне убеждены – на мальчишку пало старухино проклятье. И рассказывают об этом случае в назидание новым поколениям мальчишек.
Пустобрех
Был в одной деревне парнишка. Ничем особенным ни в учебе, ни в работе среди других не выделялся. Разве что одним – любил прихвастнуть. Оттого и прозвище за ним закрепилось “буш бугаз”, что можно перевести как “пустобрех”.
После школы поработал в колхозе, отслужил в армии. А потом его взяли на работу в райотдел милиции. Вернулся в деревню в новенькой парадной форме, на голове фуражка околышем, на боку кобура револьвера.
Деревенские подростки прежде всего обратили внимание на кобуру:
– Неужели настоящий револьвер? Дай пострелять… Ну хоть подержать в руках… Хоть покажи…
Но он напустил на себя важный и непреклонный вид:
– Это вам не игрушка. Брысь отсюда, салаги!.. Я теперь представитель законности и правопорядка. Захочу – всех вас арестую….
Ребята отступили, глядя на него завистливыми и восхищенными глазами.
Вечером знакомые милиционера устроили нечто вроде вечеринки в честь его возвращения, обмывали милицейские погоны. Немного перепив, он еще сильнее выпячивал грудь и хлопал себя по правому боку:
– Не забывайте, я теперь представитель власти… При боевом оружии… Могу кого и пристрелить, если что не так. Мне ничего не будет… Имею право, поскольку я, как бы это сказать…
Язык его начал заплетаться, и вскоре он уснул прямо за столом, свесив голову на грудь. Воспользовавшись этим, дружки решили подшутить над ним – спрятать его пистолет. Пусть поищет! Осторожно расстегнули кобуру. Смотрят – нет там никакого револьвера. Одни тряпки набиты… Переглянулись, расхохотались :
– Пустобрех он и есть пустобрех…
Хитрый мерин
Был у нас в колхозе мерин гнедой масти. Тощий, заезженный. Шерсть местами попорчена то ли паршой, то ли чесоткой. Но с норовом…
Взрослых он еще как-то слушался. Но, попадая в руки десяти-двенадцатилетних мальчишек, показывал свой нрав. Мог и лягнуть, если ненароком зайдешь сзади. И куснуть, если станешь не с того боку или неумело затянешь супонь…
Бывало, нагрузишь воз сеном или соломой. Весь взмокнешь – работа нелегкая, особенно для неокрепших мальчишек. Начнешь выезжать на проселочную дорогу по рыхлой пашне. Воз мерину покажется тяжелым. Тогда он резко подает в сторону и пятится назад. Воз и опрокидывается. А каково грузить его снова ?
Сено-солому тогда возили целыми караванами из десятка возов. Вместе оно и веселее, и работать сподручнее. Так вот, мерин этот ни за что не хотел становиться первым. Взбрыкивает, пятится, вертит головой. Вторым или третьим – пожалуйста. Пристроится за первым возом, выдергивает клочки сена и жует на ходу. Только головой покачивает…
Подарок
Муж с женой собрались на день рождения сослуживца. Вот и думают-соображают – какой подарок купить? Дешевый – неудобно перед людьми, скажут – скупердяи. Что, впрочем, было недалеко от истины. А на дорогой – денег жалко.
После долгих раздумий и споров решили подарить транзисторный радиоприемник “Спидола”. Тогда он был еще в новинку, да и стоил по тем временам недешево. Все равно, мол, не работает. Только место занимает. Главное, перед людьми не ударить в грязь лицом. А там пусть сами что хотят, то и делают. Может, починят…
Принесли. Гости прямо ахнули – вот это подарок! Ни у кого такого не было. Но тут кто-то предложил:
– А давайте послушаем трансляцию хоккейного матча.
Как раз наши с чехами играли, вся страна на ушах стояла. Что делать? Гость взял да и выронил транзистор из рук. Будто бы нечаянно. Все опять ахнули – жалко. Включили, а транзистор прекрасно работает. Нормальный звук, ловит и короткие, и средние, и длинные волны. Все восхищаются, нахваливают подарок. А муж с женой ерзают на стульях. Теперь им самим жалко: такую дорогую вещь подарили! Можно было найти что-нибудь подешевле…
Предсказатель
В деревню приехали цыгане. Нет, не целым табором. Просто подъехала машина “Жигули”. За рулем – молодой улыбчивый цыган с белыми-пребелыми зубами, которые особенно бросались в глаза на смуглом лице. На заднем сиденье – такая же молодая цыганка в грязноватой кофте и пестрой юбке с многочисленными оборками. А возле нее двое шустреньких цыганят.
Выбрали зеленую полянку рядом с селением. Разбили палатку, разожгли костер, повесили над ним котел с каким-то варевом.
Жители села насторожились. Стали спешно собирать развешенное на просушку белье, запирать двери, особо внимательно присматривать за скотом и птицей. Все были наслышаны о вороватости цыган.
Но цыгане ничего плохого не делали. Торговали дешевой косметикой якобы знаменитых иностранных фирм. Продавали маечки с яркими наклейками и какими-то словами на иностранном языке… Охотно общались с селянами. Дружелюбно расспрашивали их о житье-бытье. Приглядывались… Многие их сторонились. И только один парнишка лет двенадцати вертелся возле них, с любопытством глазел на незваных гостей, играл с цыганятами. И цыгане его привечали – подарили самодельный складной нож, угощали своими кушаньями, хлопали по плечу и вообще всячески выказывали свое расположение.
Немного приглядевшись, сделали ему заманчивое предложение:
– Хочешь заработать бабки? Вполне приличные деньги! Работенка непыльная. Мы татарского не знаем. Ты у нас будешь переводчиком…
Вот они с цыганочкой пошли по дворам. Мальчонка знал, в каком дворе живут одинокие доверчивые женщины. С них и начали. Цыганка хитрая, говорит даже не по-русски, а бормочет что-то по-своему. А парнишка “переводит”. Всю правду говорит, всю истину. Всю их подноготную выкладывает, у кого что и когда случилось – якобы цыганка угадала. И что кого ожидает в будущем. Тут парнишка тоже знал, кто сына с дальней стройки на севере ждет, кто дочь – старую деву – никак замуж выдать не может….
Вскоре слава о цыганке распространилась по всему селу. Ее стали наперебой приглашать и охотно “золотили ручку”… Даже золотые кольца и серьги не жалели. Очень хочется людям знать свое будущее… Ну и парнишке немало перепадало за “перевод”.
Так и обошли все немалое селение, собрали щедрую дань. Цыгане уговаривали парня ехать с ними дальше, в другое селение. Но он не согласился.
До сих пор еще в этом селе ходят легенды о чудесной прозорливости цыган, особенно когда какое-либо из их пророчеств сбывается. А парнишка помалкивает, только улыбается про себя. Предсказатель-то – он.
Обида за внука
Мальчонку лет восьми отправили на лето в деревню к бабушке. Надеялись, что там он научится говорить по-татарски. В городе родителям было все недосуг учить его татарскому. А в школе и на улице говорили только по-русски.
Он быстро подружился с деревенскими мальчишками, купался с ними в речке, играл в войну. И за лето обучил всех русскому языку. Правда, и сам усвоил несколько татарских слов – “ашыйсы киля” (хочу есть) и “Аллага шукур” (слава Аллаху). Но это от бабушки.
Однажды он вернулся домой весь в синяках и ссадинах, размазывая по лицу слезы и кровавые сопли. Чего-то не поделили с соседским мальчишкой. Ну и подрались….
Бабушка заохала, заквохтала над ним, как наседка, промыла, смазала ранки зеленкой. И пошла к соседям, сгоряча закатила им скандал:
– Если не приструните своего бандита, в милицию заявление напишу… И слышать ничего не хочу… Ноги моей больше у вас не будет…
Часу не прошло, смотрит, а внучек ее уже играет с тем же соседским мальчишкой как ни в чем ни бывало… Дети помирились быстро. А взрослые еще недели две дулись друг на друга и не разговаривали.