Между гильотиной и Сталинской премией

Во всех биографиях Мусы Джалиля отмечается, что на второй день после начала Великой Отечественной войны он принес в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт.

Автор статьи: Рафаэль МУСТАФИН

Во всех биографиях Мусы Джалиля отмечается, что на второй день после начала Великой Отечественной войны он принес в военкомат заявление с просьбой отправить его на фронт. Но что происходило дальше? Сведения об этом были весьма скудными и противоречивыми. Архивы Союза писателей ТАССР военных лет, хранящиеся в Госархиве РТ (бывший партархив), помогают восполнить этот пробел.


Сохранился протокол заседания правления СП от 28 июня 1941 года, на котором присутствовал и Джалиль. С начала войны прошло меньше недели. Но уже встали под ружье татарские писатели С.Хаким, Н.Давли, М.Садри, Ш.Герей, Н.Булат. Выразили готовность уйти на фронт добровольцами М.Джалиль, Г.Кутуй, И.Туктар, Н.Баян, Ш.Маннур, С.Вильдан, Р.Ильяс. Правление рассматривало вопрос о помощи фронту не только штыком, но и пером. Мусе Джалилю поручили составить сборник “оборонных” произведений на татарском (Муса оперативно выполнил это поручение. Сборник стихов “За Родину” вышел в печать уже в конце августа 1941 года), а Михаилу Бубеннову – на русском языке.


Муса Джалиь3 июля того же года состоялось общее собрание писателей Татарии. Джалиль присутствовал на нем и выступил в поддержку речи Сталина. Он призвал всех татарских писателей на обращение вождя ответить делом. На собрании Джалилю поручили организовать в оперном театре антифашистский митинг. Судя по воспоминаниям современников, Джалиль выполнил и это поручение.


На одном из документов сохранилась пометка, что 12 июля 1941 года Муса Джалиль призван в ряды действующей армии. В этот же день, видимо, по просьбе военкомата, на Джалиля была написана характеристика. Союз писателей характеризует Мусу как большого и талантливого поэта, одного из ведущих писателей республики. Особо отмечаются его патриотические стихи, написанные в первые дни войны.


В архиве хранится обращение Союза писателей ТАССР к председателю СП СССР Александру Фадееву. Дата не указана, но, судя по всему, обращение принято осенью 1941 года. В нем содержится просьба позаботиться о татарских писателях, воюющих на фронте и ежеминутно рискующих своей жизнью. Первым назван Муса Джалиль.


10 сентября 1941 года учетную карточку коммуниста М.Залилова (настоящая фамилия М.Джалиля) Бауманский райком ВКП(б) направил в Главное политическое управление Красной армии “в связи с выбытием М.Залилова в ряды действующей армии”.


Хранится в архиве и характеристика на курсанта М.Залилова от 14 декабря 1941 года. В ней, в частности, говорится: “Тов.Залилов на курсах среднего политсостава зарекомендовал себя только с хорошей стороны. Являлся отличником учебы. Тов.Залилов принимал активное участие в партийно-массовой работе, был избран членом партбюро роты, редактором ротной стенной печати, с работой справлялся хорошо, партийные задания выполнял аккуратно”.


24 декабря того же сорок первого года написано прошение Союза писателей в торговую организацию отпустить необходимые продукты для организации проводов татарских писателей, отправляющихся на фронт. Судя по документам, намечались проводы Н.Баяна, М.Бубеннова и М.Джалиля (он в это время заканчивал военно-политические курсы в Мензелинске). Проводы состоялись в клубе писателей им.Г.Тукая 8 января 1942 года.


Сохранились письма Джалиля, адресованные председателю Союза писателей Т.Имамутдинову и секретарю партийной организации СП Г.Кашшафу (письма эти опубликованы), где он пишет, что едет в действующую военную часть и сообщает новый адрес: походно-полевая почта 1550, редакция газеты “Отвага”.


7-8 октября 1942 года на общем писательском собрании отмечается, что на фронт ушли 25 членов Союза писателей Татарии, то есть половина всего состава. В числе боевых потерь названо имя М.Джалиля.


5 декабря 1942 года на правлении Союза писателей ТАССР Гази Кашшаф предложил выдвинуть сборник стихов Мусы Джалиля “Тупчы анты” (“Клятва артиллериста”) на Сталинскую премию. Он горячо выступил с обоснованием своего предложения, говорил о патриотическом духе книги Джалиля и высоком художественном звучании его стихов. Его предложение поддержали писатели Ш.Камал и Л.Заляй. Правление единодушно приняло решение выдвинуть книгу Джалиля на Сталинскую премию. А вскоре после этого с восторженной рецензией на сборник выступил критик Хасан Хайри (журнал “Совет эдэбияты”, 1943 год, №7). Факт этот до сих пор был неизвестен, и, по-моему, он не нуждается в комментариях.


Конечно, предложение это вскоре отпало само собой, когда выяснилось, что Муса Джалиль пропал без вести. Но это еще не стало поводом для кривотолков, а тем более основанием считать его предателем Родины. Об этом свидетельствует и протокол заседания президиума Союза писателей СССР от 21 октября 1943 года (в это время Джалиль уже томился в Моабитской тюрьме). На президиуме рассматривался вопрос об издании лучших произведений, написанных татарскими писателями во время Великой Отечественной войны. Среди прочих называется и книга Мусы Джалиля “Клятва артиллериста”, которую предполагалось издать на русском языке. Книга действительно вышла в конце 1944 года, когда Джалиль и его товарищи были уже казнены.


В архиве сохранился еще один любопытный документ. 15 мая 1947 года, примерно тогда, когда “органы” завели розыскное дело на Мусу Джалиля, критик Х.Хисматуллин написал статью, где содержался самый первый официальный отзыв о “Моабитских тетрадях”. Тогда на родину вернулась только одна тетрадка поэта. Критик, ознакомившись с нею, дает очень высокую оценку стихам, пишет о патриотизме Джалиля и его верности Родине. (Госархив, ф.4921, оп.2, ед.хр.21, стр.21-24). Однако тут же приложен отзыв другого критика – Фатыха Мусагита – на саму эту статью. Он пишет, что сначала надо издать моабитские стихи Джалиля, а потом уж говорить о них. В результате статья Х.Хисматуллина так и осталась неопубликованной.


Примерно в это же время написан еще один авторитетный отзыв о моабитских стихах поэта (дата не указана). Он принадлежит перу Константина Симонова, который ознакомился со стихами Джалиля по подстрочникам. К.Симонов дает краткую историю возвращения на родину моабитских тетрадей, “свидетельствующих одновременно и о незаурядном поэтическом таланте их автора, и о мужестве советского человека перед лицом тягчайших лишений и самой смерти”. Судя по всему, это было предисловие к подборке стихов Джалиля для журнала “Новый мир”, публикация которых планировалась в 1948 году. Перечислены и стихи, переведенные И.Френкелем, – “Андре Тиммермансу”, “Мои песни”, “Лес”, “Не верь”, “После боя”, “Пташка”. К сожалению, тогда К.Симонову не удалось их опубликовать. Стихи увидели свет лишь много лет спустя.


Таким образом, материалы из архива Союза писателей ТАССР позволяют несколько иначе взглянуть на жизнь и творчество поэта, столетний юбилей которого мы будем отмечать в начале февраля.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще