Высшей наградой страны – орденом Ленина был награжден в январе 1944 года Татарский меховой комбинат имени Х.Ямашева. Это было единственное предприятие в отрасли, заслужившее столь высокую оценку советского руководства и лично Сталина за снабжение Красной Армии теплой одеждой, обувью и другим солдатским снаряжением в годы Великой Отечественной.
Нынешнему акционерному обществу “Мелита” был посвящен очередной цикл агитпроекта, организованного Минэкономики РТ и Агентством “Татмедиа” в преддверии Дня Победы.
Наша справка. В названии “Мелита” зашифровано словосочетание “мех элитный татарстанский”. Такое наименование объединению было присвоено в 1992 году. В эпоху рыночных преобразований “Мелита” осталась единственным крупным меховым предприятием России. Сегодня здесь работают почти полторы тысячи человек. Ежегодно предприятие разрабатывает около четырехсот новых моделей одежды, некоторые из которых пользуются неизменным вниманием самых взыскательных клиентов в стране и за рубежом.
По сведениям концерна “Российский мех”, в прошлом году в России было выпущено меховых изделий на сумму 1,2 миллиарда рублей. Из них 560 миллионов – средства от реализации продукции “Мелиты”. Несмотря на непростую ситуацию в отрасли, жесткую конкуренцию на мировом рынке, особенно со стороны Китая, на “Мелите” третий год подряд растет объем производства. Во многом это объясняется ставкой ее руководства на высокое качество товара и используемого сырья.
Уникальным нынешнее Татарское меховое торгово-промышленное предприятие “Мелита” было с момента своего основания. Оно стало фактически первым подобным предприятием в Союзе. А историю свою ведет от кустарных мастерских, возникших в годы нэпа в Новотатарской слободе. В 1928 году они были объединены в 1-ю Казанскую меховую фабрику.
Первоначально здесь перерабатывали шкуры собак, кошек и зайца, имитируя различные виды ценной пушнины (ее промышленная добыча в годы революционных потрясений была прекращена) и отгружая первые партии полуфабриката на экспорт. Западные коммерсанты за хороший казанский товар платили золотом, которое было так необходимо для модернизации производства.
Первые годы индустриализации вывели предприятие в лидеры промышленного роста, и уже в 1930 году фабрика становится комбинатом. Здесь начинают выпускать полноценные меховые вещи – шубы, пальто, полушубки, в том числе элитных моделей. Производство совершенствовалось, возводились крупные цехи, выпуск продукции увеличивался, при ее пошиве все шире использовались благородные меха и кожи. Кстати, директором предприятия в это время был соратник и личный друг Ленина Илья Полонский – один из тех, кто поднял на ноги советскую легкую промышленность.
Начавшаяся в 1941 году война заставила меховщиков пересмотреть приоритеты, перестроив производство. С первых же дней на фронт ушли около двух тысяч работников комбината (351 человек не вернулся). Вся работа легла на плечи женщин и подростков. Наравне с работниками предприятия трудились более двухсот эвакуированных из центральной России детей-сирот, которых меховщики приняли, вырастили и сделали профессионалами.
Ветеран, труженик тыла Мария Карпеева сегодня вспоминает, как ее привезли из детского дома Свияжска, поселили в бараке и обучили искусству выделки меха.
– Дети работали наравне со взрослыми, – рассказывает Мария Ивановна. – И это при том, что вечером еще и учились в школе. Не уходили с рабочего места, пока не перевыполняли ежедневный план на десять и более процентов. А ведь иногда это был очень тяжелый производственный участок, на котором требовалась большая физическая сила. Например, раскатка и выделка кож. Усталые и полуголодные 12-14-летние подростки работали до изнеможения. Но никто не роптал. Потому что знали: так надо для победы на фронте.
За трудовую деятельность в годы войны и активное участие в жизни родного предприятия уже в послевоенные годы М.Карпеева была удостоена ордена Октябрьской Революции.
В условиях военного времени работники мехового комбината выпускали теплую одежду для Красной Армии. Зимой 1941 года, которая, как известно, выдалась очень холодной, продукция казанских меховщиков была объявлена товаром стратегического назначения. Всего за годы войны комбинат изготовил и отправил на фронт почти 15 миллионов изделий. Это полушубки, комбинезоны (в том числе летные и специальные), жилеты, унты, меховые одеяла, шапки-ушанки, шарфы, рукавицы… В день меховщики выделывали по 25 тысяч овчин и 500 тысяч шкурок норки.
В исторической литературе можно встретить немало свидетельств о том, что фашистское командование неоднократно раскаивалось, что не учло такого фактора успешности военной кампании, как качество амуниции и снаряжения. Тем более в ходе двух крупнейших “зимних” битв Великой Отечественной – под Москвой и Сталинградом. И это не простое совпадение: именно тогда был особенно велик объем оборонного заказа у казанских меховщиков…
Медалями “За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.” награждены 1875 работников комбината. Сегодня меховое предприятие насчитывает около шестисот ветеранов труда и участников военных действий.
* * *
Счет трудовым подвигам был продолжен и после окончания войны. Именно тогда на Татарском меховом комбинате внедрена, к примеру, новаторская технология получения облагороженной овчины – мутона, за что в 1951 году группа работников предприятия была удостоена Государственной премии. Но это достижение было уже на благо мирной жизни…