Загадка шестиконечной звезды
Село Ямашурма, что в Высокогорском районе, историю имеет древнюю. Позеленевшие от времени могильные плиты на местном кладбище специалисты-историки относят ко второй половине XIV века. Невероятно, но на одном из этих древних монолитов явственно видна шестиконечная звезда Давида. Откуда она здесь, на территории, освоенной в средневековье многочисленными тюркскими поселениями? Конечно, можно предположить, что плиты эти всегда были и остаются памятником мусульманской религиозной культуры, а шестиконечную звезду нацарапали местные подростки, но как-то трудно себе представить, чтобы сельские мальчишки были хорошо знакомы с иудейской символикой. К тому же директор местной школы Ильшат Якупов, кстати, историк по образованию, утверждает, что этот знак на плите помнит с тех пор, как сам был мальчишкой. Так что – тайна сия велика есть…
Овраг-защитник
Еще одна загадочная история связана с названием села. Легенды гласят, что когда-то на месте нынешней Ямашурмы, расположенной в низине, было чувашское поселение. Татарская же деревня находилась неподалеку, на возвышенности. А в 1552 году, когда Иван Грозный пошел войной на Казанское ханство, некий Хасан-абы увел татар с горы сюда, в овраг. И русские войска, пройдя буквально в пяти километрах от села, его не заметили. Вот от чувашского “Яна ширмэ”, что в переводе означает “овраг”, и произошло нынешнее название. “Ширма нас загородила”, – смеются местные жители. А первая часть названия, объясняют они, уже позже из “яна” превратилась в “яму”. Овраг – он ведь, по сути, и есть большая яма. Вот только почему вдруг в названии татарской деревни возникло русское слово “яма” – опять же непонятно.
Свидетельства былого
Обо всех этих легендах и загадочных историях гостям Ямашурмы охотно рассказывают в местной школе, гордостью которой является краеведческий музей, где собраны не только предметы сельского быта, но и найденное в окрестностях древнее оружие: наконечники для копий относятся, говорят, к XVI веку. Здесь же можно увидеть замечательную коллекцию старинных латунных самоваров – видимо, те, кто отдавал ненужную утварь в музей, не знали, что цветные металлы – вещь весьма ценная. А может, просто были они так же бескорыстны, как местный житель Бурган Гильманов, ныне, к сожалению, покойный. Ветеран войны отдал в музей не только трофейные немецкие часы, но и привезенную им из Германии китайскую вазу XVI века. Правда, саму вазу в музее выставить побоялись, оставили в витрине только фотографию. А ваза, сообщили нам по секрету, хранится в надежном месте.
Еще один необычный экспонат в музее – скрипка. Принадлежала она также местному жителю, Султандамату Мухутдинову. А в музей попала за свою исключительность: отродясь не было в Ямашурме других скрипачей, кроме самоучки Мухутдинова. И сейчас, говорят, нет.
Здесь же, в музее, вам расскажут о знаменитых земляках. Например, в начале прошлого века в этой самой школе учительствовал брат известного татарского писателя и общественного деятеля Гафура Кулахметова – того самого, в честь которого названа одна из улиц в Казани. Отсюда родом Герой Советского Союза пограничник Гильфан Батыршин, чье имя также сегодня можно увидеть на табличках казанских домов. А в прошлом году случилась в Ямашурме очередная загадочная история. Пришел в село запрос, да не откуда-нибудь, а с далекой Кубы. Хотели кубинцы поподробнее узнать об одном из выпускников местной школы, который погиб на революционном острове сорок лет назад, во время Карибского кризиса. Но местные краеведы, сколько ни рылись в архивах, так ничего и не нашли. Может, перепутали что кубинцы?
Ох уж эта демография…
Кстати, школа ямашурминская – тоже одна из местных достопримечательностей. В прошлом году отметили ее 100-летие. А открывалась она в 1903 году как русско-татарская, что тоже странно, так как деревня эта с того самого 1552 года всегда считалась исконно татарской. Здесь и сейчас русских семей – раз, два и обчелся. В русских классах сидят по одному – два человека. Зато, уверили нас учителя, по-татарски русские дети говорят не хуже односельчан. Чему примером и послужил второклассник Роман Якушин, встреченный нами на пороге школы и бойко ответивший на наши вопросы на языке, который он учит только второй год.
Детей в школе с каждым годом становится меньше. Если тридцать лет назад, вспоминает директор Ильшат Якупов, в деревне было 32 первоклассника, то на будущий год ожидается всего 6-8. Хотя вообще-то Ямашурма – село большое, здесь живет 1200 человек, насчитывается 336 дворов. А детей вот заводить в этих дворах не торопятся. Хотя председатель Совета местного самоуправления Дания Исмагилова привела нам обнадеживающую статистику: если в прошлом году родилось всего восемь маленьких ямашурминцев, то в этом – уже семнадцать. То есть рождаемость выросла в два раза! Это, считает Исмагилова, оттого, что условия жизни стали лучше. В домах есть газ, централизованное тепло, проведен водопровод… Но пока в средней ямашурминской семье нормой все-таки остается один ребенок.
Трудовые будни
Это и неудивительно, если учесть, что с работой на селе нынче трудно. Испокон веков местные жители занимались животноводством и земледелием. Старинная чесалка для овечьей шерсти – один из экспонатов школьного музея – свидетельство того, что овцеводство в Ямашурме когда-то процветало. Сейчас, говорят сельчане, овец держать невыгодно – корм дорогой, а овечья шерсть нынче не в цене. Большой когда-то колхоз имени Ленина уступил место скромному сельхозпредприятию, где трудится чуть более ста человек. Многие жители на работу ездят за пределы деревни – кто в соседние Куркачи, кто в Бирюли, а кто и в Казань. Пять километров приходится идти до станции, чтобы доехать до города на электричке.
Впрочем, не сказать, чтоб в самой деревне совсем уж негде было работать. Например, многие женщины трудятся в местном вышивальном цехе, подразделении казанского ООО “Туран”, – создают узорные тюбетейки, кожаную мозаику, национальную одежду… А еще в Ямашурме в последние годы стало развиваться фермерство. Десять фермерских хозяйств уже зарегистрированы, еще пять готовятся пройти регистрацию. Среди самых заметных фермеров, конечно, Габделахмат Котдусов, хозяин одного из сельских магазинов, где не только продаются необходимые товары, но и закупается у сельчан молоко, причем закупки эти проводятся регулярно и, что самое главное, деньги за полученную продукцию выплачиваются исправно. Так что социальной напряженности между фермерами и остальным населением здесь нет. Кстати, Котдусов был инициатором того, чтобы организовать в Ямашурме совместно с Татарским институтом переподготовки кадров агробизнеса “Школу молодого фермера”, которую с большой охотой посещают местные старшеклассники.
Дела духовные
Когда-то в Ямашурме было две мечети. После войны их разрушили. А пять лет назад неожиданно появился в деревне некий живущий нынче в Казани египетский бизнесмен с труднопроизносимым именем Абдулла Абдуль-Хамид Абдуль-Басид. Появился – и дал сельчанам денег на строительство нового культового здания. Так что теперь ямашурминцам есть куда прийти со своими духовными вопросами и проблемами. А вот почему нежданный спонсор выбрал для благотворительности именно это село? Говорят, это такой арабский обычай – построить за свою жизнь несколько мечетей. Еще говорят, что за господином Абдуль-Хамидом Абдуль-Басидом по Татарстану числится уже семь культовых сооружений. А впрочем, пусть мотивы этого благородного поступка остаются загадкой. Еще одной тайной Ямашурмы.