А еще его зовут Полезным

И себе во благо, и другим не во вред – таким правилом руководствуются в жизни люди старинного бавлинского села
В государстве нашем российском издревле так водится: ежели какая деревня называется, скажем, Ивановкой, то и проживают в ней преимущественно Ивановы, ежели Семеновкой, то в ней больше Семеновых.

Автор статьи: Валерий ХРАМОВ

И себе во благо, и другим не во вред – таким правилом руководствуются в жизни люди старинного бавлинского села


В государстве нашем российском издревле так водится: ежели какая деревня называется, скажем, Ивановкой, то и проживают в ней преимущественно Ивановы, ежели Семеновкой, то в ней больше Семеновых. А вот старинное бавлинское село Алексеевка из этого правила напрочь выбивается. В нем хватает и Стекольниковых, и Маркеловых, людей с иными фамилиями, но вот Алексеевых нет вовсе. Мало того, это поселение весьма интересно еще и тем, что Алексеевкой значится, почитай, лишь на картах да в официальных документах, а весь люд в округе, в соседних районах уже давным-давно называет его меж собой Усала, что в переводе с чувашского значит Полезный. И вот что услышал я по этому поводу от старожилов здешних краев.


По преданию на том месте, где стоит Алексеевка, проживало некогда несколько крестьянских семей, которые чем-то прогневали лесного духа, обитавшего в окрестных дубравах. И, встав однажды поутру, увидели, что спустились за ночь на их поля с гор за околицей огромные языки камней и глины, а огороды разрезали, исковеркали невесть откуда взявшиеся глубокие овраги, вместе с которыми словно пришагали из соседних чащоб хвойные деревья.


В тяжкое унынье впали земледельцы с домочадцами за исключением одного лишь молодого хлебопашца по имени Санька с ударением на последнем слоге. Отличался он не только пригожестью, добрым нравом, силушкой немеряной, но и изрядной мастеровитостью. Так вот, взял Санька в руки кусок глины, покрывшей зерновые угодья, помял ее и молвил: “Ух, какая полезная штука. Сколько из нее кувшинов наделать можно!” Покрутил в руках камень из тех, что с горных вершин нахлынули, и от удовольствия языком поцокал: “Очень полезная вещь. Этот известняк и на оздоровление земелюшки, добавление ей плодородия пустить можно, и на другие дела”. Глянул на сосняк вдоль оврагов и пришел в восхищение: “А тут-то полезного эка сколько! Гони да гони смолу”.


Услышав такие слова, лесной дух рассмеялся и, подойдя к нему в образе странствующего старика, произнес:


– Молодец, вьюнош. Порадовал ты меня своим желанием трудиться, даже зло, учиненное мною, во благо хочешь обратить. За это я тебе подарок сделаю.


И вернул сельхозугодья поселян в прежнее ухоженное состояние. Однако овраги на огородах все же оставил на память о том, что обижать его не следует. А там, где лесной дух во время беседы с парнем посохом в землю ударил, забил ключ, который бавлинцы до сих пор Белым называют. Потому что вода в нем особо чистая, хрустально прозрачная. Сохранились возле Алексеевки поныне и гора, еще в глубине веков нареченная Печью в связи с тем, что, по сказанию, Санька там гончарным ремеслом занимался, и Смоляной овраг, в котором он якобы смолокурничал. И любимое слово Санька напрочь приклеилось к поселению, прозванному Полезным.


Здесь оседали на жительство рукастые люди, а потому население Алексеевки из поколения в поколение становилось все более мастеровитым. Славится нынче село еще и тем, что является, пожалуй, самым спортивным во всем районе. Очень гордятся алексеевцы своими атлетами, особенно бывшим директором здешней средней школы, а ныне преподавателем математики, истории, всемирно известным гиревиком И.Стекольниковым. Впрочем, Иван Георгиевич и в других видах спорта, какими занимался, достигал значительных успехов. Скажем, будучи студентом Ульяновского пединститута, выступал за сборную области по легкой атлетике, стал чемпионом седьмой спартакиады Российской Федерации. А с гирями он поначалу выступал на сабантуях, потом вошел во вкус, занялся этим снарядом всерьез. И спустя недолгое время стал мастером спорта, а затем и мастером спорта международного класса. Был чемпионом России, неоднократным призером соревнований европейского и мирового уровня, а в 1997 году завоевал звание абсолютного победителя Кубка мира по гиревому спорту.


Его брат Василий Георгиевич Стекольников тоже занимался спортом, ныне он является директором алексеевской школы и ведет в ней секции по национальной и греко-римской борьбе. Тренером он является, несомненно, отменным, поскольку его ребячья команда в течение последних девяти лет занимает первое место в районе среди борцовских коллективов соответствующего возраста. С большим успехом участвует команда и в республиканских турнирах. Ну а сын Василия Георгиевича – школьник Юрий – является чемпионом Татарстана.


До Алексеевки я добирался на попутной машине вместе с председателем Совета местного самоуправления Николаем Сулеймановичем Дегтяревым. Он возвращался в село в прекрасном настроении, поскольку сумел раздобыть для обеих подопечных ему школ, включая алексеевскую, еще по семь пар лыж, по четыре мата, футбольные и волейбольные мячи, кое-какой другой спортивный инвентарь.


– И для Василия Георгиевича, и для меня, – сказал он, – самое главное не в количестве медалей и кубков, завоеванных нашими ребятами, а в том, что все больше молодежи удается привлечь к здоровому образу жизни, то есть оградить от курения, пьянства, наркомании. Поэтому неудивительно, что алексеевцы не фигурируют в криминальных хрониках. А ведь лет десять назад, когда у нас еще не работали борцовские, другие секции и парням некуда было девать дурную силу, они частенько целыми улицами выходили друг против друга, стенка на стенку, в ряды которых, бывало, становились и женатые мужики, хулиганили, случалось, по-всякому.


Желающие, добавил Н.Дегтярев, имеют возможность заниматься в Алексеевке и конным спортом, благо в хозяйстве содержатся лошади. Гордимся, что одна из них заняла первое место на скачках в Казани, а уж на разных районных соревнованиях алексеевские конники постоянно в призерах.


– Ребята из армии пишут, – продолжает Николай Сулейманович, – что прежние занятия спортом здорово помогают им в военной службе. А вообще, в военкомате как услышат, что парни из Алексеевки, так сразу отправляют их в спецназ. Охотно берут их и в солидные охранные организации.


Демобилизовавшись, ребята, как правило, возвращаются в родное село. Потому что здесь жизнь интересная, и не только из-за спорта. Здесь бережно сохраняют народные обычаи и традиции. Вот одна из них. В старину, когда стояла гибельная засуха, жители села собирались у реки, варили кашу из зерна, собранного буквально по всем подворьям, затем совместно ели и с молитвами обливались водой, а потом ходили от избы к избе и поливали тех односельчан, кто не смог по каким-то причинам прийти на речной берег. Теперь эта традиция возродилась в театрализованных представлениях артистов местной художественной самодеятельности. А в день села, проводимый каждый декабрь на Святого Николу, появляются на улицах Алексеевки ярко разукрашенные кошевки с запряженными в них конями, сжигаются в ночи кресты, обмотанные соломой, происходят гаданья.


В заключение – еще об одной отличительной особенности Алексеевки. На 225 ее подворьях живут люди 16 национальностей, среди коих есть и мусульмане, и христиане, для которых, кстати сказать, деревянную церковь в позапрошлом веке построил купец Иван Егорович Афанасьев, чей дом стоял в соседней деревне Поповке. Есть здесь и приверженцы иных конфессий. Но это не мешает им проявлять веротерпимость, жить так дружно, что сюда недавно приезжали снимать специальный сюжет журналисты с Первого канала российского телевидения. Москвичи обратили тогда внимание и на то, что в Алексеевке наряду со школой, фельдшерско-акушерским пунктом и прочими социально-бытовыми объектами сохранились и библиотеки, кроме райповского магазина, работают два частных. А неподалеку от них расположилась нечастая в сельской местности сберкасса. Значит, работящее население Алексеевки нынче не без достатка.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще