Три женщины, три судьбы. На первый взгляд, они совершенно непохожи, ведь женщины принадлежат к разным конфессиям – исламу, иудаизму и православию. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле они служат одному и тому же – стараются сохранить в собственных сердцах и сердцах ближних милосердие, ставшее в нашей жизни такой редкостью.
Мадина
Обыкновенный казанский дворик, обыкновенная квартира и ее совсем не обыкновенная хозяйка – Мадина Ханифовна Абдельганеева, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РТ, лауреат премии имени Каюма Насыри, а в настоящее время пенсионерка. Если окинуть мысленным взором ее прошлое, получается, что всю свою жизнь Мадина-апа помогала другим, бескорыстно занимаясь чьими-то делами и проблемами. По ее словам, это не связано с какими-то изломами в личной судьбе, просто в семье ее воспитывали по канонам ислама, уча состраданию и милосердию.
Листая семейные альбомы, мы наткнулись на старые вырезки из газет с фотографиями, датированными 1987 годом. Оказывается, еще в те годы, будучи простым школьным учителем, Мадина Ханифовна была инициатором и активной участницей различных благотворительных мероприятий, которые сама же организовывала. Их школа взяла шефство над детским домом, и Мадина-апа постоянно ходила туда со своими учениками. Понимая, что милосердие детям можно привить через национальную культуру и религию, Мадина Ханифовна добилась открытия татарских классов и на уроках татарского языка и литературы активно внедряла в сознание детей эти ценности.
А потом в школе каждый год стали проводить праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам. Во время празднования Гаит-байрама задумала Мадина-апа собрать пожертвования в помощь обитателям Чурилинского психоневрологического интерната.
И вот в учительскую люди стали приносить дары. Тут были и коробки с пряниками, и мешки с мукой. Мадина Ханифовна была ошеломлена – жива еще доброта в людях, не разъела их душу ржавчина!
Все 450 пациентов интерната Чурилино, а также весь обслуживающий персонал получили подарки. (Казанская таможня пошла навстречу и выделила “КамАЗ” для перевозки продуктов.)
Оказывается, если малое дело начато с искренними намерениями, с помощью Аллаха оно становится широкомасштабной акцией. В исламе есть понятие “садака аль-джария”. Оно подразумевает такое благодеяние, награда за которое находит благодетеля и после смерти. Помня об этом, Мадина Ханифовна решила посадить у себя во дворе липовую аллею. Мы вместе вышли во двор, чтобы полюбоваться на нее. Мадина-апа с сожалением призналась, что ей трудно уговорить детишек помочь с поливкой этих лип, хотя и есть несколько ребят, всегда готовых исполнить ее просьбу. Как опытный педагог, Мадина-апа знает, что к доброму и светлому детей нужно приобщать не приказным тоном со словами “нельзя” и “должны”, а собственным примером.
И сегодня Мадина-апа по-прежнему не оставляет дела милосердия, ее активности могут многие позавидовать. Ведь она привыкла убеждать не словами, а делами.
Софья
Очаровательная женщина с добрыми голубыми глазами сидела передо мной и рассказывала историю своей жизни.
Софья Борисовна Вельтман родилась в Белоруссии. Она – сирота, еще ребенком лишившаяся родителей во время Великой Отечественной войны. Поэтому с тринадцати лет начала работать. Юная Софья мечтала стать актрисой, но заболела полиомиелитом и оказалась инвалидом 2-й группы. Но она все же устроилась на работу в театр, пусть и не актрисой, а гримером. С тех пор всю жизнь работала, невзирая на недуг.
Она всегда считала себя деятельной натурой, помогала людям. Если у соседей что-нибудь случалось: ребенок ли заболел, за собакой ли присмотреть – в первую очередь звали на помощь именно ее.
Софья Борисовна в течение 10 лет ездила в Белоруссию, чтобы ухаживать за своими больными друзьями-актерами Могилевского театра. С этой семьей ее связывали крепкие узы дружбы с 1957 года. Для нее они стали родными. Где бы она ни находилась, друзья помогали ей. И вот однажды Нина Григорьевна Фадеева, заслуженная артистка Карельской Республики, позвонила Софье Борисовне и попросила ее приехать. Подруга не стала скрывать, что жить ей осталось совсем недолго. Софья Борисовна уволилась с работы и уехала из Казани, чтобы быть у постели больной и ухаживать за ней. После смерти Нины Фадеевой она продолжала ездить в Белоруссию – теперь понадобилась ее помощь мужу подруги Николаю Ильичу, у которого тоже обнаружилась тяжелая болезнь. В прошлом году умер и он.
А в Казани Софья Борисовна некоторое время служила волонтером в еврейском центре, организовала уход за инвалидами на дому. Недавно она побывала у своей подруги Тоси, с которой вместе работали в Качаловском театре. Тетя Тося – инвалид 1-й группы по зрению. У нее нет никого, кто бы ей помогал, кроме Софьи Борисовны. Бывает, что она сидит голодная, потому что некому сходить в магазин. Софья Борисовна покупает ей продукты.
А сейчас ей самой требуется внимание и участие. Она обратилась в Центр социальной помощи “Гаилэ”, где ее тепло встретили добрые и отзывчивые люди. Софье Борисовне снова захотелось отплатить добром за добро, и она стала участвовать в тех мероприятиях, которые этот центр организовывал для детишек. Так как она по профессии гример, то к новогоднему празднику подготовила костюм Деда Мороза. В прошлом году в День пожилых людей им раздавали подарки, в том числе и Софье Борисовне. На торжество приехало местное телевидение, и она посетовала, что не увидит эту передачу, ведь у нее нет телевизора. И вот какой-то благородный человек, пожелавший остаться неизвестным, через центр подарил ей телевизор. Теперь Софья Борисовна постоянно смотрит передачу “Жди меня”, надеясь, что кто-нибудь из старых друзей, возможно, ищет ее. Ведь люди всегда могут найти друг друга и встретиться, если захотят.
Нина
Нежность и доброту прямо-таки излучает лицо необычайно милой санитарки Центра временного пребывания престарелых и инвалидов Казани Журавлевой Нины Яковлевны. По словам директора центра Светланы Адгамовны Киселевой, Нина Яковлевна ходит на работу в центр, как иные люди в церковь, чтобы служить тем, кто нуждается в помощи. Скромная, понимающая, она никому не плачется в жилетку, изливая свои проблемы. Наоборот, все ее внимание обращено на окружающих. Нина Яковлевна к каждому находит свой подход, для каждого у нее припасено ласковое слово.
В центре временного пребывания помещаются больные, пожилые люди, за которыми нужен тщательный уход. И когда медперсоналу требуется подмога, зовут Нину Яковлевну. Но что удивительно: только хотят попросить ее искупать больного или напоить его чаем, как оказывается, что все уже сделано без всякой подсказки.
Нина Яковлевна, немного смущаясь, говорит:
– Работа в этой сфере не была для меня самоцелью, как-то само собой все получилось. Однако позднее, когда втянулась и поняла, что эта работа как нельзя лучше отвечает моим внутренним желаниям, то решила, что это моя судьба.
Восемь лет Нина Яковлевна работала в психоневрологической больнице, что на улице Волкова, многое повидала, все проблемы этого лечебного заведения воспринимает близко к сердцу. Именно там она познакомилась со своим будущим мужем Леонидом. Его, инвалида, получившего серьезную травму черепа, даже врачи не надеялись вернуть к нормальной жизни, да что там говорить, попросту считали обреченным.
По словам Нины Яковлевны, этот человек поразил ее своим стремлением жить. Леонид усилиями врачей и любовью своей жены был поставлен на ноги. Сейчас муж Нины Яковлевны опекает дома внука и даже ходит на рыбалку. Она продолжила свой рассказ:
– Работа с пожилыми людьми требует особого настроя. Я считаю, что наше поколение больше понимает и тоньше чувствует их проблемы. Я ощущаю эту ответственность и очень хочу быть полезной этим старикам и старушкам. Ведь им порой не так важен хорошо приготовленный завтрак или обед, они больше нуждаются в добром слове и понимании. Они стали моей судьбой после смерти моих родителей и знакомства с Леонидом. Бог наставил меня на этот путь.
Гузель МАКСЮТОВА.