Алые розы на сером камне

В составе делегации Татарстана, ездившей в Берлин для участия в открытии стенда Мусы Джалиля и его товарищей, был известный писатель и публицист, автор ряда книг о подвиге Мусы Джалиля Рафаэль Мустафин.

Автор статьи: Рафаэль МУСТАФИН

information_items_1347369275

В составе делегации Татарстана, ездившей в Берлин для участия в открытии стенда Мусы Джалиля и его товарищей, был известный писатель и публицист, автор ряда книг о подвиге Мусы Джалиля Рафаэль Мустафин. Мы попросили его рассказать об этой поездке.


Имя Мусы Джалиля известно в Германии. В шестидесятые-семидесятые годы минувшего века его стихи выдержали три издания на немецком языке, причем одно – массовым тиражом. О подвиге Мусы Джалиля на студии “Дефа” снят полнометражный художественный фильм “Красная ромашка”. Роль главного героя блестяще сыграл немецкий актер Хильмар Татэ. Фильм этот не только демонстрировался в кинотеатрах, но и неоднократно транслировался по телевидению ГДР.


Берлинская тюрьма Плетцензее. Снимок времен Второй мировой войныВ Восточном Берлине, Дрездене и других городах и населенных пунктах ГДР существовали группы, бригады и кружки друзей Джалиля. Там звучали его стихи, изучались жизнь и творчество, проводились встречи с писателями и журналистами.


К сожалению, в последние годы после воссоединения Германии эти связи несколько ослабли. Но не исчезли совсем. И наша поездка – лишнее тому подтверждение.


Сначала несколько слов о событиях, предшествовавших поездке. Общественность нашей республики не раз поднимала вопрос об установке мемориальной плиты на месте казни Мусы Джалиля и его боевых товарищей. В середине 90-х годов по указанию Президента РТ М.Ш.Шаймиева такая плита была отлита на одном из казанских предприятий (на татарском языке, латинским шрифтом). В мае 1995 года во время поездки группы ветеранов Великой Отечественной войны в Берлин на празднование 50-летия Победы над фашизмом ее доставили в мемориальный комплекс берлинской тюрьмы Плетцензее и передали по акту администрации тюрьмы.


В мае 2000 года делегация нашей республики вновь приехала в Берлин – на празднование 55-летия Победы. Мы побывали в тюрьме Плетцензее и убедились, что плита так и не установлена. Администрация мемориального комплекса объясняла это тем, что бывшее помещение для казней объявлено мемориальной зоной, которая должна сохраняться в первоначальном виде. Поэтому всякие изменения, в том числе и установка мемориальной плиты, запрещаются. Нам посоветовали передать ее в Берлинский музей сопротивления фашизму.


Зал для казней тюрьмы Плетцензее. Здесь были казнены 11 членов подпольной группы Мусы ДжалиляМы обратились к директору этого музея Иоганнесу Тухелю. И тут возникли некоторые осложнения. Ознакомившись с представленными нами документами и материалами, г-н Тухель заявил, что они его не убеждают. Он не сомневался в том, что Муса Джалиль и десять его боевых товарищей казнены в тюрьме Плетцензее, ибо об этом красноречиво свидетельствовали подлинные документы. Но в них ничего не говорилось о том, за что именно они были казнены. А без этого, по словам Тухеля, их нельзя было считать участниками сопротивления фашизму.


И тогда участник этих переговоров профессор Абдулхан Ахтамзян предложил г-ну Тухелю самому принять участие в поиске новых документов и материалов о группе Джалиля. Сотрудники музея сделали ряд запросов, причем поиски велись не только на территории Германии, но и в архивных фондах сопредельных государств. Поиски увенчались успехом. В Пражском архиве документов времен Второй мировой войны сохранилась выписка из приговора Второго имперского суда гитлеровской Германии по делу джалильцев. (В обнаруженном документе они значатся как группа “Курмаша”, из чего следует, что номинальным руководителем группы был бывший учитель физики из Парангинского района Марийской АССР Гайнан Курмаш.) Судя по вновь обнаруженному документу, группу татарских патриотов судили за “подрыв военной мощи рейха”. В выписке приводились как пункты обвинения, так и текст окончательного приговора.


Каким образом этот документ оказался в Праге? Видимо, там располагалось какое-то учреждение рейха, контролировавшее деятельность фашистской фемиды.


После обнаружения этого документа все сомнения отпали сами собой. Было принято решение установить мемориальную плиту памяти джалильцев в Берлинском музее сопротивления, а в тюрьме Плетцензее открыть стенд, посвященный Джалилю и его товарищам.


23 октября наша делегация посетила Берлинский музей сопротивления фашизму, расположенный в центре Берлина в здании бывшего военного ведомства фашистской Германии. Мы ознакомились с экспозицией музея, беседовали с сотрудниками и дирекцией, возложили цветы к мемориальной плите с именами героев-джалильцев. Эта плита установлена в конференц-зале музея, где проходят все массовые мероприятия. Рядом помещены перевод на немецкий язык и фотография тюрьмы, где совершилась казнь. Плита перевязана траурной ленточкой и сразу же привлекает внимание посетителей.


В том же музее мы ознакомились и с электронной базой данных о группе Мусы Джалиля, построенной на основе документов и архивных материалов. Часть этих материалов прислана из Казани, часть обнаружена самими сотрудниками музея. Из этой базы данных любой посетитель музея может получить исчерпывающие сведения о любом члене подпольной группы Джалиля-Курмаша, ознакомиться с их фотографиями и фотокопиями подлинных документов. Надо сказать, что такой базы данных пока нет даже в Казани.


25 октября в бывшей фашистской тюрьме Плетцензее состоялось открытие стенда, посвященного Джалилю, Алишу и другим советским патриотам. Здесь же помещены фотокопии Моабитских тетрадей, копии приговора имперского суда, стихи Джалиля в переводе на немецкий язык, другие документы и материалы. В мемориале Плетцензее ежегодно бывает более 60 тысяч посетителей из разных стран, так что подвиг джалильцев получил поистине мировое признание.


В тот же день мы возложили венки на месте казни героев антифашистского сопротивления. На сером цементном полу с бурыми пятнами глубоко въевшейся крови заполыхали крупные алые розы. В эту траурную минуту все мы – как члены делегации Татарстана, так и наши немецкие друзья – думали об одном: нужно помнить о прошлом, чтобы не допустить повторения трагедии.


На снимках: берлинская тюрьма Плетцензее. Снимок времен Второй мировой войны; зал для казней тюрьмы Плетцензее. Здесь были казнены 11 членов подпольной группы Мусы Джалиля.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще