Роя Гатауллина в Казанском педуниверситете, несмотря на то, что из-за возраста он уже несколько лет как отошел от активного преподавания, хорошо знают и нынешние студенты: ветеран по-прежнему в гуще событий, активно участвует в общественной жизни. Предмет особой опеки Роя Вафиновича – патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Область общественных интересов Гатауллина не случайна. Большую роль в формировании его личности сыграла Великая Отечественная война. Рой Вафинович из-за тяжелого ранения недолго пробыл на фронте, но то, что он испытал и пережил на передовой, определило его мироощущение на десятилетия вперед. Гатауллин – участник самой грандиозной битвы человечества – Сталинградской. О ней он много писал, параллельно изучил большое количество исторических материалов и документов. А недавно была издана его автобиографическая книга “Поколение романтиков и мечтателей”, одна из глав которой посвящена годам войны.
…На фронт Гатауллин попал ровно 60 лет назад. Этому предшествовали две не удавшиеся попытки добровольно стать солдатом – каждый раз серьезно подводило расшатанное здоровье. Накануне первого призыва в армию мать Роя не поскупилась приобрести для любимого сына наручные часы, о которых тот давно мечтал и ради которых она продала козу с родного подворья в чистопольском селе Каргали. Она верила, что подарок будет служить Рою амулетом, оберегом от фашистских пуль.
Как прозорлива материнская любовь!
В день принятия воинской присяги Рою, как и другим курсантам Арзамасского пулеметно-минометного училища, зачитали знаменитый приказ Сталина “Ни шагу назад!” Молодым защитникам Отечества Ставкой Главнокомандующего отводилась крайне ответственная роль – не дать врагу продвинуться дальше вглубь страны. Она и без того истекала кровью…
На фронте положение дел было действительно тяжелейшим – враг рвался на Кавказ и к Волге и, казалось, вот-вот достигнет цели. Только что сформированная воинская часть сержанта Гатауллина угодила в самое пекло сражений на Сталинградском фронте. Вместе с немцами минометчикам противостояли полчища итальянцев, румын, венгров.
Это было мрачное время, наверное, самое мрачное в жизни нашего земляка. Часто не хватало боеприпасов, пищи, сил… Сколько неимоверно тяжелых дней пережил Рой, лежа в промокших грязных окопах, участвуя в многочисленных боях или выдвигаясь с товарищами в тыл вражеских расположений! Тут было не только по-человечески страшно, но и жарко даже в трескучие морозы рано наступившей в 1942 году зимы.
Неимоверная самоотверженность и героизм советских солдат определили исход битвы. Вскоре началось контрнаступление Красной Армии, завершившееся окружением сотен тысяч гитлеровцев в сталинградском котле. Именно в это время Рой Вафинович и был тяжело ранен.
В одном из наступательных операций его батальон столкнулся с отчаянно сопротивляющимися превосходящими его в живой силе фашистскими отрядами. В завязавшемся бою погибло почти все соединение Гатауллина. Самого его ранило в голову…
И все же Рою Вафиновичу суждено было как бы заново родиться в донских степях. Его, едва живого, спасли бойцы подразделений, подошедших на помощь…
Без глаза и едва передвигающимся инвалидом вернулся Гатауллин в родное село, пролежав в госпитале год. Превозмогая боль ран, Рой Вафинович начал работать в колхозе. День Победы встретил уже в Казани, куда руководство Чистопольского района направило его на учебу. А уже совсем скоро новоиспеченный ученик партшколы стал комсомольским активистом, нашел свое призвание как наставник студенческой молодежи, проработав несколько десятилетий в пединституте.
Но война так и осталась в его сознании неизлечимой раной. И с ним соглашаешься: такое никогда не должно повториться!